12.04.2019

Судно будет идти само. В России запускают прорывной проект

Фото: РВК

Безэкипажность — один из наиболее актуальных трендов в современной промышленности, в том числе и судостроительной. В конце 2018 года отраслевой центр MariNet запустил проект по безэкипажному судовождению, участие в котором принимают отечественные судоходные компании и разработчики морских навигационных решений и систем управления. А сейчас появились сведения о том, что к проекту присоединился российский оператор спутниковой группировки «Космическая связь». Генеральный директор АНО «Отраслевой центр MariNet» Александр Пинский рассказал в интервью порталу «Корабел.ру» рассказал подробнее о происходящем.

— Александр Савельевич, что из себя представляет проект?

— Прежде всего, я бы хотел заметить, что пока могу рассказать только общие вещи, поскольку реализация проекта только началась. Плюс есть сведения, попадающие под подписанные соглашения о конфиденциальности.

Пилотный проект автоматического и дистанционного судовождения имеет несколько целей:

— разработка и апробация технологий автоматического судовождения и дистанционного управления, обеспечивающих повышение безопасности судоходства и уменьшение численности экипажа на борту;

— создание тиражируемого решения на основе этих технологий, которые позволят не только оснащать новые суда, но и модернизировать существующие суда коммерческого и технического флота;

— представление результатов пилотного проекта Минтрансу РФ и IMO (Международной морской организации. – ntinews.ru) с предложениями о внесении изменений в нормативную базу, позволяющих применить средства автоматического судовождения и дистанционного управления судном с одновременным уменьшением численности экипажа на борту.

Если коротко суммировать эти цели, то в результате проекта должна открыться дорога к появлению малоэкипажных судов как минимум в российских водах, как максимум — в мировом масштабе.

— Какие разработчики в нем участвуют, какие судоходные компании?

— В проекте участвуют три судовладельца: ПАО «СКФ», ООО «Пола Райз» и ФГУП «Росморпорт». Соответственно, апробация технологий будет идти одновременно на трех разных судах, чтобы создать максимально универсальный набор решений, применимых на судах различного назначения, а также провести максимально широкий анализ рисков и подготовить убедительную основу для наших предложений регуляторам отрасли. В Арктике это челночный танкер «СКФ», в Черноморско-Азовской акватории — сухогруз «Пола Райз», а на Балтике — грузоотвозная самоходная баржа Росморпорта. В качестве разработчиков выступают АО «Кронштадт Технологии» и АО «НПП "АМЭ». Также в проекте участвуют другие организации, в том числе ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и ФГУП «Космическая связь».

— А как это все работает?

— Архитектура решения включает в себя ряд систем, ключевыми из которых являются (помимо традиционных существующих на судне систем):

— система машинного зрения, которая позволит в автоматическом режиме обнаруживать и идентифицировать объекты вокруг судна;

— система автоматического судовождения, которая позволит в автоматическом режиме изменять курс и маневрировать в зависимости от окружающей обстановки;

— система контроля технических средств и регистрации данных, которая будет собирать все технические и навигационные телеметрические данные, данные видеонаблюдения вокруг и внутри судна — что позволит, по сути, посекундно знать все, что происходило во время рейса;

— система связи, которая обеспечивает двустороннюю телеметрию и передачу данных видео на дистанционный пульт управления;

— дистанционный пульт управления, который позволяет оператору контролировать судно в режиме реального времени и, при необходимости, брать управление судном на себя.

Системы используют различные данные, интегрируя их между собой:

— для области долгосрочного планирования (в том числе планирования маршрута и мониторинга флота) — электронные карты в сочетании со спутниковыми данными (снимки, данные мониторинга подвижных объектов, ледовой обстановки и т.д.), данными АИС (Автоматической идентификационной системы. – ntinews.ru) , погодными данными и т.п.;

— для области среднесрочного принятия решения — данные радиолокации, АИС, предупреждения и сообщения, данные о техническом состоянии судна и т.д.;

— для области оперативного принятия решений — дополнительно интегрируются данные системы машинного зрения и видеопоток для оператора дистанционного управления, звуковые оповещения и т.п.

В целом это решение должно подтвердить возможность практического применения целевой концепции безэкипажного управления судном: судно преимущественно идет в автоматическом режиме, автоматически реагируя на изменения окружающей обстановки (в том числе в части расхождения), и только на отдельных участках дистанционное управление на себя берет человек. Таким образом, «мы достигаем следующего, еще не существующего в мире уровня автоматизации судна», когда присутствие человека не требуется не только в машинном отделении, но и на мостике.
Разумеется, в рамках пилотного проекта экипаж находится на мостике и полностью контролирует движение судна.

— Какие этапы будут у проекта?

— Проект предполагает несколько этапов:

— создание базовой функциональности на основе нормативных документов и динамических моделей судов, когда совместно со всеми партнерами проекта разрабатываются алгоритмы автоматического судовождения и контроля состояния судна;

— опытная эксплуатация в режиме «помощника» (advisor), когда системы собирают данные и предлагают экипажу те или иные действия, не влияя на судно — а экипаж управляет судном на свое усмотрение;

- опытная эксплуатация в режиме автоматического и дистанционного управления, но под постоянным контролем экипажа, который в любой момент может взять управление на себя.

Разная специфика судов позволяет отработать и различные аспекты автоматического и дистанционного судовождения. Так, например, вместе с Росморпортом мы планируем отработать технологии управления караваном: пульт дистанционного управления будет находится на головном судне-земснаряде, с которого будут управляться несколько барж, работающих в этом караване. Или отработка специфики арктического региона благодаря апробированию решения на танкере СКФ, совершающем рейсы между Мурманском и Приразломной.

— Какой эффект ожидаете?

— Эффект от проекта видится не только в появлении малоэкипажных судов и продвижении к безэкипажной навигации — хотя для меня возможность открыть новую страницу в истории мореходства и установить в этом наш отечественный приоритет, конечно, важна. Но данные решения способны существенно повысить безопасность и эффективность традиционного судовождения: экипаж получает дополнительную своевременную информацию для принятия решений и поддержку со стороны квалифицированного берегового персонала; судоходная компания получает возможность контролировать все, что происходит на судне, оптимизировать его движение и оперативно влиять на решения; судовладельцы, страховые компании, морские администрации — беспрецедентную прозрачность и достоверность информации о движении и состоянии судов.

Все вместе это существенного снижает риски человеческого фактора и открывает инструменты повышения безопасности и экономической эффективности существующего флота даже без непосредственного сокращения экипажа на борту. И, помимо прочего, приводит к появлению новой профессии — «берегового экипажа», высококвалифицированных специалистов, поддерживающих экипаж и управляющих судами посредством созданных технологий.

#MariNet, #МариНет, #безэкипажное судовождение

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.