Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Все публикации эксперта

14.01.2019

«Какие образовательные продукты и услуги из России ждёт успех на глобальном рынке?»

EduNet, международный рынок образования, – очевидный кандидат на включение в плеяду рынков НТИ. Думаю, в 2019 году он станет одним из главных открытий Национальной технологической инициативы. На новогодних праздниках, готовя комментарии к концепции будущей дорожной карты EduNet, составленной Олегом Подольским, Нурланом Киясовым и Александром Ларьяновским, я задался вопросом: а какие типы продуктов и услуги родом из России имеют особые предпосылки для успеха на глобальном рынке? В итоге у меня получилась своеобразная записная книжка EdTech-продуктов, которой я решил поделиться с общественностью:

  • Uber-подобные решения, связывающие учителей с их учениками (пример – Skyeng); такие продукты относительно легко масштабируются; и, что важно на первом этапе, производящие их компании имеют ресурсную базу для старта работы по «дорожной карте» до получения финансовой поддержки от государства;
  • автоматические системы, легко адаптируемые или локализируемые под другие рынки (примеры - Учи.ru, Html-академия);
  • платформенные экосистемные проекты в области онлайн-образования (традиционная тройка – «Лекториум, «Универсариум», «Степик»); здесь главным ограничением станет языковой барьер – пока основной контент здесь на русском; с другой стороны на том же «Степике» хорошо отлажена автоматизация проверки заданий (особенно хорошо – для курсов по математике и программированию) и методики составления курсов;
  • далее – конструкторы и киты, возникшие на стыке рынков НТИ и «кружкового движения», обкатанные на «Олимпиаде НТИ» и в сети «Кванториумов» (условно говоря – «русская инженерная школа»: спутники, автономные энергетические системы, беспилотники для любых сред, кибербезопасность и др.); достоинство – отработанная связка «железа», софта и педагогических методик. Ограничение – «железо» замедляет масштабирование;
  • образовательные оффлайн-франшизы («Кодабра», «Лига роботов», «Алгоритмика» и др.); хорошо должны продаваться на волне побед на программистских и инженерных соревнованиях: «русская математическая/программистская школа», «русские хакеры», «русские тренеры как Харламов». Полагаю, что мощный толчок к развитию здесь можно получить после грядущей победы российской сборной на чемпионате мира WorldSkills в Казани;
  • образование в виртуальной и дополненной реальности. Тут многое ещё зыбко, но совершенно точно известно, что искать мощные рыночные продукты нужно на стыке компетенций в области виртуальной реальности – и методики преподавания. Чистые Edutainment-решения исчерпали себя. Наш Центр НТИ уже нашёл на рынке продукты в области химии, математики, географии, английского языка и в 2019 году запускает масштабное педагогическое исследование их эффективности.

Это если считать только уже существующие решения. Но для глобальной конкурентоспособности важно найти правильные форматы синергии с лидерами в области содержания и педагогических методик из прошлого, до НТИ, «уклада»: советская/российская школа обучения математике, например – команда Ивана Ященко; образование в области физики, например – Артём Воронов и заочная школа Физтеха; программирование и команда олимпиадников из ИТМО во главе с Анатолием Шалыто; в этом же ряду – Инженерная школа – Бауманка, МАИ (и лично Михаил Погосян), ТРИЗ (возможно в исходном понимании, а не в современном); а ещё большой содержательный задел есть в области литературы (Dostoevskiy & Tolstoy), театра, и даже скандально известного современного российского акционизма. Всё это – «бренды», которые уже известны на мировом рынке, и вопрос состоит в том, сумеем ли мы «упаковать» их в логику рынка EduNet.

А ещё, полагаю, на полях записной книжки должны появиться сильнейшие игротехнические школы, которые получили новую жизнь в России в последние пять-семь лет, но их выход на глобальные рынки представляется возможным только как элемент продвижения российских think tank, а это уже не чистое образование.

И, конечно, нужно держать в голове решения в области образования на основе данных, грозящие перевернуть рынок. В этой сфере идёт гонка, в России все шансы выиграть её есть у «Университета 20.35».

Вдохновляющий список, не так ли? :-)

#Образование, #кванториумы, #кружковое движение, #EdTech, #EduNet

Эксперты

Андрей Иващенко

Cоруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Александр Повалко

Генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

Руководитель Фонда новых форм развития образования, федерального оператора сети детских технопарков «Кванториум»

Сергей Жуков

Лидер рабочей группы «Аэронет» НТИ

Владимир Статут

Генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Ирина Гордина-Невмержицкая

заместитель директора направления «Молодые профессионалы»

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Андрей Силинг

заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, руководитель проекта «Клубы мышления»

Кирилл Игнатьев

Председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Руслан Карманный

Руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

Директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.