2035: in progress > Гонка технологий

06.11.2018

Город будущего через призму «Автонета»

1 ноября в Москве прошел Международный форум «Автонет», который собрал на одной площадке представителей бизнеса, профильных министерств, автомобильной, транспортной промышленности, разработчиков программ и приложений, управленцев и исследователей. Многие из них делились своим видением будущего, пониманием тенденций. Как же будет выглядеть транспорт в будущем?

такси

«Большой брат» для больших данных

Через несколько лет в мир автомобилей прочно войдут цифровые методы контроля и большие данные. С их помощью можно отслеживать, как водитель выполняет правила и аккуратен ли он на дороге. Компании и государство смогут поощрять примерное поведение за рулем через гибкую систему страхования: соблюдающий правила автовладелец действительно меньше рискует попасть в аварию, поэтому страховка для него может стоить меньше. Владельцы таксопарков и грузоперевозчиков тоже получают скидки по страховке, если их подчиненные ездят аккуратно.

«Умные» системы, контролирующие состояние автомобилей, напомнят водителю, что пора заехать на техосмотр, или посоветуют, на что обратить внимание, чтобы предотвратить поломку. А еще цифровой контроль за автомобилем поможет организовать каршеринг и оплату заправок, защитит от угона и может принести другие приятные бонусы. Но на дворе не «1984», и контроль за вашим автомобилем возможен только с вашего согласия. Водитель должен разрешить компаниям мониторить и собирать его данные, так как изначально они принадлежат ему. 

И пусть это не кажется вам фантастическим в 2018 году: уже сегодня все эти направления разрабатывают в «Лаборатории умного вождения». О своем проекте – системе «Элемент» – рассказали на форуме «Автонет» представители компании Тимур Кузеев и Александр Морозов.

Беспилотные такси вместо личных авто

Сама профессия водителя, скорее всего, доживает последнюю треть века. «По прогнозам экспертов, к 2050 году 25% городского населения будет проживать в 70 мегагородах, что утроит нагрузку на транспортную инфраструктуру. При этом инновационные циклы будут укорачиваться, а конкуренция – возрастать», – отметил Александр Гурко, соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» НТИ. 

С появлением беспилотников упадут продажи личных автомобилей, которые уступят место доступному каршерингу и удобным такси без водителя. В любую точку города вы можете вызвать машину, и она не только отвезет вас по адресу, но и сама поставит музыку, подходящую к вашему плейлисту, и выполнит другие ваши требования, так как уже проанализировала данные о вас. С такой картиной согласились многие эксперты форума. 

То, что автомобиль беспилотный, приведет нас от покупки автомобиля к использованию беспилотных такси. Производителям машин придется перейти от продукта к услуге – для них это шанс войти в новый мир, в новый бизнес, – заявил Юрий Урличич, заместитель главы Роскосмоса по развитию орбитальной группировки и приоритетным проектам.

Урличич напомнил, что автомобиль становится таким же автоматизированным, какими когда-то были космические аппараты. По его мнению, если мы, русские, могли посадить «Буран» полностью на автомате с точностью до двух метров, у нас есть все силы и возможности, чтобы заполнить дороги беспилотными машинами.

Говорящая дорога

Большому кораблю – большое плавание, а умной машине – умная дорога. Поэтому подспорьем для водителя, а потом и для беспилотного автотранспорта станут «говорящие» объекты дорожной инфраструктуры.

Так что в светлом цифровом будущем машины не только умные, но и разговаривают. Причем, увы, не с вами, а с другими машинами и с аппаратами на дороге, которые помогают им пересылать сигналы через сеть 5G, предупреждают о неровностях дорожного полотна и пробках, регулируют поток машин и подсказывают дорогу. Машины сами договариваются, как им разъехаться на сложной развязке, кто кого пропускает и какие проблемы могут ждать впереди. Все это происходит без вашего участия – а значит, без нервов, ругани и шума.

Сегодня такие технологии выглядят нереальными, но они не только создаются, но и «выходят на улицы» некоторых городов уже сейчас. «Мы разработали первое в мире придорожное сетевое устройство, которое позволяет автомобилю общаться с инфраструктурой», – рассказала на форуме Евгения Пономарева, старший менеджер по работе с клиентами компании Huawei. При успехе затеи компании Huawei, которая в настоящий момент тестирует свои интеллектуальные датчики на китайских дорогах, уже к 2025 году транспортные издержки можно заметно сократить. В самом же Китае к этому сроку все дороги можно успеть подготовить к такому движению.

Грузовик и экскаватор без водителя

О дальнобойщиках наши внуки, скорее всего, тоже будут знать только с наших слов. Грузовой автотранспорт вполне может перейти на автоматическое управление. Для доставки заказчик выберет подрядчика, дождется машины и без колебаний доверит ей свой груз. Понятно, что в этой ситуации репутация транспортных компаний будет играть большую роль: заказчик не должен сомневаться, что его груз прибудет на указанное место в целости и сохранности, да еще и вовремя. 

Не сбиться с пути грузовым беспилотным машинам поможет онлайн-навигатор, который следит и за качеством дороги, и за тем, сможет ли по ней проехать тяжеловоз. Похожий проект разрабатывает, например, компания BIATechnologies, результаты которой представил собравшимся Алексей Бугай.

Карьерный транспорт (бульдозеры, экскаваторы) сможет работать без участия водителя. Присматривать за разработками сложных приисков в экстремальных условиях и бурением шахт оператор сможет из теплого офиса, не рискуя жизнью и здоровьем. Уже сегодня учит экскаваторы определять загрузку бульдозеров и взаимодействовать с ними выступившая на форуме «Автонет» компания Vist Group.

Маглевы по Транссибу

Вы могли задуматься над тем, как же будут соединяться между собой мегагорода. Решить эту проблему могли бы магнитно-левитационные поезда, или маглевы. Это перспективный вид транспорта: очень быстрый, бесшумный и сравнительно экологичный, недорогой в эксплуатации из-за низкого трения, снижающего износ деталей. Уже сегодня такие поезда, к примеру, возят пассажиров между аэропортом и метро в Шанхае, развивая скорость более 400 км/ч.

Но существующие маглевы движутся по магистралям в пару десятков километров, тогда как Россия теряет триллионы долларов, которые могла бы получать за скоростную доставку грузов через свою территорию – например, из Китая в Европу. Создав маглевы, путешествующие сквозь всю нашу страну, или даже сделав тоннель подо льдом Северного Ледовитого океана, можно было бы доставлять грузы и пассажиров гораздо удобнее и быстрее. 

Юрий Терентьев, официальный представитель консорциума «ЕТ3» в РФ, рассказал, что сейчас в Санкт-Петербурге могут заставить левитировать на магнитах 27-тонные грузы, а в США военные разработки позволили создать маглевы, способные ездить со скоростью 1000 км/ч. Поместив поезда в вакуумные тоннели, можно было бы практически избавиться от силы трения, сделав скорость таких поездов сравнимой со скоростью самолетов. И, кстати, маглевы тоже вполне могут быть беспилотными. Осталось добиться того, чтобы такие поезда стали финансово выгодными и возможными и на больших дистанциях, а не только на спринтерских для такого скоростного поезда треках по 10-30 км. 

Каршеринг в системе общественного транспорта 

Системы совместного пользования автомобилями (а заодно велосипедами, самокатами и так далее) решают сразу несколько проблем общественного транспорта и личных авто. Каршеринг комфортнее автобусов и метро, позволяет добираться туда, где нет подходящих маршрутов, и тогда, когда это необходимо. При этом он не требует таких вложений, как собственный автомобиль, и сокращает число машин, стоящих на парковках «без дела». Однако шеринговыми сервисами могут пользоваться далеко не все (для этого, как минимум, нужны права), а само развитие шеринга может привести к перераспределению пассажиропотока в его пользу и «отмиранию» небольших маршрутов, что сделает общественный транспорт еще менее доступным. Об этих последствиях распространения каршеринга рассказала Татьяна Михеева, заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования, ОАО «НИИАТ». Уже сейчас возникают конфликты между регулярными перевозчиками и каршерингом, карпулингом и другими системами. В будущем, по мнению эксперта, они могут обостриться. 

Однако такой сценарий более вероятен для больших расстояний. В случае городских поездок каршеринг становится конкурентом скорее личных авто, а не маршрутного транспорта. «Пользователи каршеринга в большей степени склонны отказываться от личного автомобиля и в большей степени пользоваться общественным транспортом, то есть каршеринг может стать элементом общественного транспорта. Байкшеринг очень активно используется в ночное время, таким образом он дополняет общественный транспорт», – рассказала Татьяна Михеева.

Одно приложение для всех видов транспорта

Множество типов транспорта, которые будут конкурировать друг с другом или дополнять друг друга, создают еще одну сложность – человеку нужно будет выбирать среди огромного количества вариантов маршрута. В результате будут появляться приложения, объединяющие общественный транспорт и разные формы аренды и совместного пользования автомобилей с прокатом велосипедов и самокатов и строящее маршрут с учетом пробок, пунктов проката, велосипедных дорожек.

Рынок проката велосипедов, самокатов и электросамокатов быстро растет, хотя их популярность зависит от климатических условий, культурных особенностей и законодательного регулирования: в разных странах сильно различается порядок регистрации транспорта, правила дорожного движения и получения прав. По словам Василия Быкова, учредителя Samocat, этому виду транспорта еще предстоит пройти этап технического усовершенствования (появления зимних шин, более надежных и емких аккумуляторов) и нормативного регулирования (в этом Европа значительно обогнала Россию, и в нашей стране еще можно повлиять на принятие правил), однако ему прочат большое будущее.

Драйв-ин 2.0

Развитие навигаторов, систем управления автомобилем и интеграция платежных сервисов во всевозможные приложения приведет к тому, что появится все больше и больше услуг, заказать и оплатить которые можно будет не выходя из машины. В чем-то это напоминает различные драйв-ин сервисы, бывшие популярными в США в разные десятилетия XX века, правда с поправкой на современные технологии. 

«Сейчас в мире всего где-то миллиард машин, из них пока только 36 миллионов считаются подключенными, то есть имеют доступ в интернет и какие-то интеллектуальные сервисы, но это число со страшной силой растет … Важно то, что очень скоро, через несколько лет неподключенных машин не останется вообще», – поделился прогнозами Дмитрий Кох, генеральный директор компании «Интеллектуальные социальные системы ISS».

Такой ход событий имеет два важных следствия: будет постоянно расти поток данных, которые собирают интеллектуальные системы автомобилей, и вырастет целый рынок сервисов для подключенных машин. Многие существующие системы, по словам эксперта, еще очень сырые, и цель разработчиков таких сервисов – сделать так, чтобы водители могли получать максимум услуг, не покидая автомобиля. В список услуг входит оплата парковки, заправки, мойки, платных дорог, заказ еды или кофе и так далее. Причем выполнять все действия можно будет на экране машины, а предложения будут актуализироваться с учетом маршрута и предпочтений. Как рынок расширит список услуг, мы увидим через несколько лет, но в XX веке дело зашло довольно далеко: в некоторых штатах не выходя из машины можно было получить консультацию у врача или заключить брак.

«Сымитируем все!» 

Эту фразу можно взять девизом технологии имитационного моделирования, которая помогает спрогнозировать, как будут работать сложные системы в разных условиях. Моделировать можно как бизнес-процессы, логистические, технологические цепочки, так и транспортные потоки, движение машин и пешеходов на территории аэропортов, вокзалов, дорожных развязок.

С помощью симуляций можно изменять расположение шлагбаумов, пунктов досмотра, время сигналов светофора, перераспределять сотрудников, опробовать разные схемы эвакуации.  Моделирование позволяет проверять предположения – «а что будет если…?», помогает находить оптимальные решения, экономить время, средства и минимизировать риски. 

В качестве примера Алексей Пашкевич, генеральный директор ООО «ИРТС» показал модели одного из терминалов «Шереметьево», «Пулково», вокзалов в городах, принимавших болельщиков во время Чемпионата мира, станций метрополитена и МЦК.

Ваши любимые СТО

Еще один сервис для автолюбителей – подбор пунктов ремонта на основе алгоритмов и рекомендаций пользователей. Его создатели стремятся облегчить выбор пункта ремонта, а заодно сделать этот рынок более упорядоченным и прозрачным. Алгоритмы учитывают ценовую категорию, возраст автомобиля, его марку и тип работ. На основе этих данных создатели приложения разделили автовладельцев на несколько групп. Оказалось, что для ремонта машин младше четырех лет основным критерием служит сохранение гарантии. А обладатели автомобилей постарше смотрят в первую очередь на цену и потом на расположение сервиса.

Результаты алгоритма выдаются пользователям как рекомендации, несколько вариантов, подходящих по цене, качеству и расстоянию до сервиса. На выдачу влияют и оценки других клиентов авторемонта. Также в нее добавляется несколько вариантов, не указанных алгоритмом, и они служат проверкой для него – если пользователи часто выбирают эти варианты, алгоритм работает не очень хорошо.

#АвтоНет, #беспилотные автомобили, #умный город, #каршеринг

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Введите свой адрес, чтобы получать рассылку и всегда быть в курсе событий.