2035: in progress > Гонка технологий

21.12.2017

Что тормозит рынок беспилотников в России?

Как использование беспилотников развивается в России и за рубежом, где отечественные разработчики «впереди планеты всей», а где еще отстают...

Pixabay


Начиная с каменного века человек стремится все контролировать: сперва он обходил свои владения сам, потом привлекал членов семьи, рабов или просто работников, использовал для этого сперва рабочий скот, потом автомобили… В XX веке необходимость использовать привлекать к такой работе большое количество людей уже отпала: видеокамеры справлялись и сами. XXI век еще больше расширил эти возможности: те же камеры, но установленные на дронах, позволили контролировать еще больше.

Впрочем, такой узкой и утилитарной функцией использование беспилотников, конечно же, не ограничивается. Их используют во множестве разных областей: в Швейцарии с помощью дронов будут доставлять лекарства и образцы медицинских анализов между больницами, в Занзибаре их привлекают к борьбе с малярией, в Австралии дроны будут помогать оберегать отдыхающих от акул, а во Франции — вообще ловить лихачей на дорогах.

Стараются поспевать за своими коллегами и россияне. Правда, получается не всегда успешно: если торговый гигант Amazon уже в начале года получил патент на доставку товаров дронами, то «Почта России» собирается запустить аналогичный пилотный проект лишь в начале следующего года. Кстати, почему-то в Якутии. Но государственную инициативу с успехом перенимают частные компании — не без поддержки того же государства, впрочем.

К примеру, российская компания Copter Express решила пойти по стопам Amazon и разрабатывает дроны для доставки грузов (правда, пока до 1,5 кг) и мониторинга территорий. Не так давно компания занималась и аэрофотосъемкой, но из-за нерентабельности перестала это организовывать. В качестве основного рынка компания рассматривает США: там более понятное и проработанное законодательство и бóльший рынок.

В России сейчас основную массу клиентов составляют те, кому дроны нужны для мониторинга и охраны, например, закрытых территорий или строительных площадок, и в образовательных целях. «По доставке пока ни одного серьезного клиента нет. Есть всякие пиццы, они все хотят иметь доставку дронами, но они не хотят летать сами, и в этом проблема. Они все боятся осуществлять полеты, потому что это для них непонятно, сложно и законодательно не определено», — замечает основатель Copter Express Олег Понфиленок.

На препятствия со стороны законодательной базы жалуются и другие российские дроностроители. «В РФ на данном этапе полеты с дронами очень затруднены. Один официальный вылет, который будет согласован с властями, требует большого количества бюрократической работы со сбором документов и уведомлениями в ОрВД (Государственную корпорацию по организации воздушного движения в Российской Федерации, — прим. ред) и Комитет по транспорту, также нужны различные сертификаты и разрешения», — недоволен генеральный директор компании Drone Employee Сергей Лоншаков.

«В большей части города летать по умолчанию запрещено, однако город разделен на зоны, и в одних есть строгий запрет, а в других имеются послабления в ограничениях, — продолжает Лоншаков. — Принцип формирования запрещенных зон в РФ не раскрывают, но по карте зон видно, что это наиболее загруженные районы и государственные объекты. Помимо этого, существуют ограничения на вес дрона и на высоту полета».

За границей — например, в США, это устроено гораздо либеральнее. «Сначала [в США] разрешили летать только с несколькими видами ограничений (прямая видимость дрона, только в светлое время суток, запрещен полет над людьми, особые ограничения рядом с аэропортами). Затем добавили обязательную регистрацию на сайте FAA, сведя бюрократию к минимуму», — объясняет Сергей. Разумеется, послабления со стороны закона намного облегчает развитие отрасли. Но и там не все гладко. Старший аналитик Oppenheimer Эндрю Уерквиц рассказывает, что по действующим в США правилам «нужен парень с фургоном, который запустит беспилотник в пределах своей видимости, затем вернет его, сядет в свой фургон, проедет вперед, снова запустит беспилотник и т. д.». Это, по его мнению, создает барьер для роста бизнеса в этой сфере и открытия новых стартапов.

Но не только отечественные разработчики следят за Западом. Бывает и так, что в США пристально следят за Россией. Председатель правления ГК «Геоскан» (признана ведущим в России производителем беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения, по версии Экспертного совета АСИ) Алексей Семенов рассказал в интервью РБК: «Я участвовал в подготовке дорожной карты «Аэронет», и было видно, как в США быстро снимают именно те барьеры развития отрасли, которые мы указывали в дорожной карте. Совпадение было стопроцентное. Похоже, американцы побоялись отстать от нас в этом перспективном направлении». Остается ждать, пока и в России снимут те же ограничения.

Впрочем, есть отрасли, в которых российские разработчики беспилотников дают фору иностранцам. По словам Алексея Семенова, российские фирмы среди лучших в мире по беспилотной аэрофотосъемке, мониторингу линейных объектов (нефте- и газопроводов, линий электропередач), магниторазведке полезных ископаемых.

Широко развивается использование дронов в сельском хозяйстве. Генеральный директор по научному развитию компании «Разумные решения» Вячеслав Абросимов рассказывает: «Легкие беспилотники можно использовать для мониторинга, а тяжелые аппараты могут вносить разнообразные химические удобрения, средства против вредителей, которые необходимы для реализации технологий точного земледелия». Правда, спроса на высокие технологии в отрасли еще нет.«Рынок колоссальный, но он еще не сформирован. Сейчас использование беспилотников просто эпизодическое. С нашей точки зрения уже в ближайшее время он будет расти очень быстрыми темпами», — заключает Абросимов.

#Дроны, #Дистанционное управление, #Беспилотники

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.