2035: in progress > Ликбез-блокнот

05.12.2018

Что такое биоэтика?

В Средние века церковь считала аморальным даже диагностическое вскрытие человеческого тела после смерти. Прошло несколько сотен лет и люди столкнулись с новыми вызовами: каковы этические последствия ЭКО, насколько допустима эвтаназия, как меняется личность пациента, которому пересаживают чужие органы, и, наконец, имеет ли моральное право человек переделывать собственный геном, «производить» генномодифицированных людей, что, в принципе, как технология не за горами. 

Чем глубже ученые погружаются в изучение и изменение законов природы, тем с бОльшими морально-этическими рисками сталкивается общество. И тем влиятельнее становится биоэтика, которая, в идеале, должна иметь возможности затормозить или наложить вето на развитие тех или иных технологий, если они будут признаны аморальными или опасными для человечества. 

Впрочем, тут возникает еще один вопрос: есть ли у биоэтиков ресурсы и компетенции для качественной экспертизы технологий? И не окажутся ли они в позиции все тех же средневековых священнослужителей, которые в искренней убежденности противодействия злу, тормозили развитие знаний и умений, которые в итоге спасли множество людей от гибели в эпидемиях. 

«Мы все считаем, что человек за рулем, штурвалом, со скальпелем – это нормально. Через 20 лет это будет преступно. Простая логика: человек за рулем, штурвалом, и со скальпелем убивает большое количество других людей. Роботы будут убивать куда меньше. И это многократно экспериментально доказано. Но общество пока не готово к этому. Как построить модели, которые убедят в такой логике общество, – это еще одна невозможная задача», - заметил как-то Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию.

В ответах на эти вопросы мы разбирались вместе с Еленой Брызгалиной, завкафедрой философского факультета МГУ.

брызгалина.jpg


 •         Что такое биоэтика?

•          Современная задача биоэтики

•          Когда и для чего возникла?

•          Кто такой биоэтик?

•          Какие инструменты регулирования есть у биоэтиков?

•          Какие проблемы входят в сферу исследований и практик биоэтики?

•         Проблемы начала и конца человеческой жизни

•         Проблемы живых существ как доноров и объектов для экспериментов

•         Проблемы государственного и правового регулирования биоэтических вопросов  
 
         Где учат на специалистов по биоэтике?    


Что такое биоэтика?

Определение биоэтики в Новой философской энциклопедии выглядит так:

- Это область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Вместе с тем в современном обществе биоэтика выступает и как формирующийся специфический социальный институт, призванный регулировать конфликты и напряжения, возникающие во взаимоотношениях между сферой выработки и применения новых биомедицинских знаний и технологий, с одной стороны, и индивидом и обществом—с другой.


Современная задача биоэтики

Как подчеркнула Елена Брызгалина, регулирование научных исследований должно, с одной стороны, не ограничивать свободу науки, и одновременно должно обеспечить защиту прав и интересов граждан. Это очень важная задача для современного этапа развития науки и технологий.

Когда и для чего возникла?

Термин «биоэтика», - уточняет Новая философская энциклопедия, - был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Ренсселером Поттером, который под биоэтикой понимал область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни.

В то же время в США возникают две структуры— Гастингский центр (The Hastings Center) и Институт этики им. Кеннеди (The Kennedy Institute for Ethics) Джорджтаунского университета, деятельность которых была направлена на изучение проблем биоэтики, которая, однако, понималась при этом существенно иначе, чем у Поттера, соотносясь не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками и практикой здравоохранения.

Первое десятилетие своего существования биоэтика развивалась в основном в США, затем постепенно стала укореняться также в Западной Европе и других регионах мира. Ныне стремительно развивающаяся биоэтика стала явлением глобального масштаба, о чем, в частности, свидетельствует создание в 1992 Международной ассоциации биоэтики, которая каждые два года организует Всемирные конгрессы по биоэтике.

Тем не менее, как уточняет Елена Брызгалина, биоэтические вопросы стали широко обсуждаться уже после второй мировой войны, в том числе, после осознания страшных последствий ядерной бомбардировки японских городов и антигуманных экспериментов нацистских медиков, стало ясно, что нарастающее этическое напряжение связано с самой сущностью получения знаний и их применением.

Тогда же по поводу этической ответственности ученого развернулась жаркие споры. Возникли попытки сформулировать для научного сообщества неких принципов, следование которым было бы способно предотвратить пессимистические сценарии противостояния науки и морали.


Кто такой биоэтик?

Согласно форсайтам новых профессий «биоэтик» окажется на пике востребованности в самые ближайшие годы.

Биоэтик – это специалист в области прикладной этики, который работает ради защиты достоинства и прав человека в таких областях как повседневная практика здравоохранения и биомедицинские исследования. Он является организатором коммуникации с одной стороны между специалистами из разных областей (врачами, исследователями, генетиками, юристами), и с другой стороны, с обычными гражданами и их семьями.

Такая коммуникация важна в ситуациях, когда люди должны выбрать вариант поведения при медико-биологических вмешательствах в начало и конец человеческой жизни, в физическую и психическую целостность человека, то есть в биоэтических ситуациях. 


Какие инструменты регулирования есть у биоэтиков?

Развитие современной технонауки определяется скорее не внутринаучной логикой, когда решение определенной проблемы обуславливает постановку новых задач, или позицией ученых, а внешними факторами – заказом рынка, политическими решениями, социальным запросом.  

Право и этика становятся важными, взаимодополняющими регулятивами научно-технологического продвижения, актуализируя формирование специальных социальных институтов и профессиональных сообществ.

Наиболее распространенной формой коммуникации специалистов и граждан являются биоэтические комитеты (комиссии), они существуют при всех медико­-биологических научных и лечебных центрах. Биоэтические комитеты дают разрешение на проведение научных экспериментов при условии соблюдения биоэтических принципов и норм закона, за соблюдение процедур такого решения тоже отвечает биоэтик. 

Как правило, на таких комитетах биоэтик выступает посредником между специалистом-исследователем и обычным человеком - потенциальным участником эксперимента. Биоэтик помогает на доступном языке объяснить цели, методы, побочные эффекты, возможные риски, ожидаемые результаты исследования. При этом объяснение должно быть персональным, ориентированным на индивидуальный уровень понимания и знаний, должно учитывать эмоции человека, именно его систему ценностей. В итоге, биоэтик помогает участнику эксперимента принять осознанное решение об участии или неучастии в эксперименте.     


Какие проблемы входят в сферу исследований и практик биоэтики?

Биоэтики во всех странах мира, помимо организации социальных практик принятия решения в биоэтических ситуациях, ведут научные исследования, направленные на то, чтобы описать нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук и минимизировать проблемы, возникающие при появлении новых знаний и технологий в биомедицине. Биоэтики ведут исследования с привлечением разнообразных этических методологий в междисциплинарной формулировке.

Проблемы начала и конца человеческой жизни

Первый блок проблем, с которыми имеет дело биоэтик – проблемы начала и конца человеческой жизни. Рождение и смерть все больше оказываются зависимыми от решения какого-либо субъекта и активного вмешательства в естественные процессы репродукции (например, медицинского работника, самого человека). Так, использование технологий суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения делают возможным появление новой жизни в таких ситуациях, когда естественным путем зачатие и рождение не состоялись бы, при этом субъекты, вовлеченные в этот процесс оказываются в сложных ситуациях принятия этических решений.

   КЕЙС САРЫ П. 
В Германии в 2012 году в суде было доказано право ребенка, родившегося на свет от анонимного донора спермы, узнать имя биологического отца. Достигшая совершеннолетия девушка Сара, рожденная в 1990 году посредством использования технологий искусственной инсеминации, посчитала, что имеет право знать имя своего биологического отца. Это создало прецедент отказа от анонимности донорства в новых репродуктивных технологиях, возможного приравнивания прав и обязанностей доноров к биологическим родителям.   

С развитием реаниматологии между состоянием “определенно жив” и “определенно мертв” возникает некая “зона неопределенности”, в которой необходимо принять окончательное решение о продлении жизни или констатации смерти пациента. Пределы жизни человека (рождение и смерть) утрачивают естественный характер, становятся контролируемым процессом, ходом которого можно манипулировать, используя для этого современную медицинскую технику и технологии. При этом сделанный человеком выбор может повлечь за собой чувство вины и ответственность, вплоть до юридической ответственности

           

КЕЙС ДЖАХИ МАКМАТ 
У 13-летней девочки в США в силу осложнений после операции в 2013 году была диагностирована смерть мозга. С диагнозом не согласилась мать, считавшая девочку живой, так как ее сердце билось, а дыхание поддерживалось аппаратом ИВЛ. Родители перевезли ребенка в штат Нью-Джерси, где разрешается использовать для констатации смерти не критерийЯкорь: #donorЯкорь: #donor мозговой смерти, а кардио-критерий. В 2018 году смерть была констатирована в силу развившейся печеночной недостаточности. У Джахи МакМат два свидетельства о смерти, выданных в разные годы с указанием на разные причины смерти. 

   Проблемы живых существ как доноров и объектов для экспериментов

Второй блок биоэтических проблем касается отношения к живым организмам (животным и людям) как к объектам биомедицинских и исследовательских манипуляций. Например, перспективы ксенотрансплантации связаны с задачей преодоления дефицита человеческих донорских органов через использование донорских органов животных, генетической их модификации, выращивания органов внутри животных организмов. Возникает фундаментальная эти­ческая проблема: является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Допустимо ли разрушение границ между биологическим видами такими методами?

Третий блок биоэтических проблем касается вмешательств в физическую и психическую целостность человека, например, при трансплантологии или в психиатрии. Биоэтик является специалистом в вопросах этических и правовых оснований такой организации забора органов для трансплантации, чтобы были обеспечены не только права отдельных граждан, и справедливый доступ к научным достижениям, технологиям диагностики и терапии.

КЕЙС ДЭВИДА РОКФЕЛЛЕРА

Не представляется возможным достоверно проверить информацию о количестве операций по трансплантации сердца (по некоторым данным в его теле в разные годы билось 7 донорских сердец) и двух трансплантациях почек у умершего в 2017 году в возрасте 101 год миллиардера. Даже если трансплантаций было меньше, крайне сомнительно, что Рокфеллер получал транпслантанты в общем порядке с соблюдением принципов справедливости при распределении столь дефицитного ресурса как донорские органы. 


Проблемы государственного и правового регулирования биоэтических вопросов           

Четвертый блок биоэтических проблем - это вопрос о соотношении прав человека и обязанностей государства в сфере охраны здоровья граждан. Так, биоэтик должен быть экспертом в сфере распределения ограниченных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, между отраслями медицины, с целью реализации ценностей благ и справедливости. Биоэтик должен быть экспертом в сфере конфликтов между правами граждан и обязанностями государства. Например, в сфере вакцинации.

КЕЙС О ВАКЦИНАЦИИ

В ФЗ РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в статье 5 прямо указывается право граждан на отказ от профилактических прививок. Однако в той же статье указывается, то отсутствие профилактических прививок повлечет за собой: отказ от приема на работу, выполнение которой связано с рисками заболевания инфекционными болезнями; отказ (временный) от приема в оздоровительные учреждения, если есть риск массовых эпидемий или инфекционных заболеваний; запрет на выезд в определенные государства (если пребывание в таких государствах требует наличия у гражданина конкретных профилактических прививок); отстранение от работы, связанной с высокими рисками заболевания инфекционными болезнями; отказ (временный) от приема в образовательные организации в случае эпидемий или же в случае их угрозы. 


Биоэтик ориентируется в своей деятельности на принципы: автономии пациента и участника эксперимента, добровольного информированного согласия, правдивости, конфиденциальности. При этом принципы не задают жесткую нормативность, в отличие от правовых норм, они являются своего рода коридором для принятия внутри них конкретных решений. Право неизбежно будет отставать от темпов развития науки, появлений новых объектов, конфликтов и затруднений. 

Ряд вопросов не является принципиально разрешимым в сфере права (например, устанавливая норму о том, что информация о благоприятном диагнозе должна быть сообщена в деликатной форме, закон не может раскрыть что такое «деликатная форма» передачи информации). В силу этих причин следование нормам биомедицинского права не может быть единственной регулятивной базой действий людей в биоэтических ситуациях. Биоэтические ситуации порождают более трудные задачи, чем правовое решение. Задачи, в которых нет единственно правильного ответа, а есть экзистенциальный человеческий выбор пределов существования.

Где учат на специалистов по биоэтике?

В России получить профессиональные знания и диплом специалиста в области биоэтики можно в университетах (бакалавриат) на курсах «Прикладная этика»  и «Философия». Впрочем, набор на эту специальность происходит не каждый год, поэтому этот вопрос надо прояснять заранее. Такие программы есть в МГУ, СПбГУ, УрФУ.

Зарубежные вузы тоже обучают таких бакалавров и магистров. Топ лучших программ по биоэтике возглавляют: Columbia University in New York City, University of Pennsylvania in Philadelphia, Brown University in Providence.

#биоэтика, #HealthNet, #Брызгалина, #Песков, #ХелсНет

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.