2035: in progress > Ликбез

12.11.2018

Что такое EduNet

Пришло ли время для развития в НТИ такого направления, как образовательные технологии на экспорт, должно ли государство поддерживать стартапы, и какую роль в современном образовании играет онлайн?
«Экспорт российского образования и формирование нового рынка EduNet» — так называлась панельная дискуссия в рамках баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35», которая прошла в «Точке кипения» Санкт-Петербурга 7 ноября. Участники представляли госструктуры, вузы, частные компании в сфере образования и стартапы. Помимо заявленных тем – содержания нового рынка НТИ и мер по экспорту российского образования – они обсудили место государства в образовании, меры господдержки образовательных стартапов, пользу и вред от них, сравнили традиционное образование и онлайн-форматы.

Что такое рынок EduNet – дать на этот вопрос единый ответ не получилось. Дмитрий Земцов, проректор Дальневосточного федерального университета, считает, что никто не брался развивать EduNet в логике создания спроса, механики продаж для технологических компаний в области образования, а не просто господдержки грантами.

Для Андрея Лобанова, сооснователя школы программирования «Алгоритмика», EduNet – «все образовательные технологии, которые существуют сегодня и меняют образование к лучшему». Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало предложил «на берегу» определиться, что подразумевать под EduNet. «Есть новые образовательные продукты с точки зрения контента, есть новые образовательные технологии, есть инновационные образовательные модели, — сказал он. — К сожалению, на сегодняшний день мы ничего не экспортируем, а даже наоборот». 

Между тем, генеральный директор «Кодвардс» Максим Волошин считает, что при грамотном подходе перед EduNet открываются большие перспективы. «В стране 44 тысячи школ, это огромный рынок. Пусть частные компании на нем будут конкурировать, это позволит отобрать реально лучшие продукты, которые будут оцениваться с точки зрения образовательных результатов, качества», — сказал он. Однако, по его словам, далеко не все из 85 регионов – скорее, единицы — готовы работать с бизнесом как с поставщиком образовательных продуктов, который может это делать качественно и хорошо.

При этом возможный успех российских образовательных продуктов на международном рынке участники дискуссии оценили скептически. В других странах негосударственные образовательные проекты развиваются давно, и конкурировать с их развитой инфраструктурой непросто. Кроме того, каждая страна имеет свои особенности регулирования рынка образования.

Упомянув о регулировании за рубежом, представители образовательного бизнеса не могли не обсудить вопрос, должно ли российское государство поддерживать стартапы, которые обладают потенциалом выхода на зарубежные рынки. Призывы к государству о финансировании, льготах и иной помощи звучали и ранее, как и доводы против господдержки. В сегодняшних условиях она может помешать продвижению в силу политических причин. Кроме того, получив государственные гранты, стартапы замедляют свой рост, тратя время на заполнение бесчисленных отчетов об их расходовании.

Поспорили участники дискуссии и о перспективах развития онлайн-обучения. Анатолий Шалыто, профессор информационных технологий и программирования Университета ИТМО, отметил, что при переходе в онлайн занятия все равно будут требовать значительного труда преподавателя. По его мнению, слушатели дистанционных курсов не могут задавать вопросы преподавателям по ходу лекции, что является минусом, так как они не могут вовремя получить пояснения по непонятным им вопросам.

Алексей Половинкин, один из основателей проекта «Фоксфорд», высказался в защиту онлайн-лекций: они делают обучение прозрачнее и помогают вузам оценивать качество работы своих преподавателей. «За содержанием оффлайн-лекций в университетах руководство вузов следит плохо, и часть преподавателей могут просто зачитывать куски из своих учебников, — сказал он. — А когда лекция выложена онлайн, ее, как и работу преподавателя в целом, могут открыто оценить и студенты, и руководство».

В заключение модератор дискуссии, советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля предложил создать площадку для обсуждения существующих проектов, проблем и способов их решения. «Нужно сформировать коммуникационную платформу, на которую надо пригласить бизнес, корпоративные образовательные проекты и государство, которое должно быть представлено региональными министрами, начальниками департаментов Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования», — сказал он. Это позволит сформировать дорожную карту EduNet и выстроить взаимодействие между всеми сторонами.

#НТИ, #Образование

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.