2035: in progress > Ликбез

18.12.2018

Результаты интенсива Университета «20.35» в Великом Новгороде

IMG_6731.jpg

В Великом Новгороде на форуме #EdCrunch прошла презентация студенческих проектов нового образовательного интенсива НТИ. На этот раз «студентами» Университета «20.35» стали действительно студенты – ребята из колледжей, институтов и с разных направлений Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Они посещали занятия по выходным, встречались с наставниками и тьюторами, работая с большими данными, с нейроинтерфейсами, с искусственным интеллектом, с дронами и роботами. Иными словами – готовились стать молодыми специалистами по рынкам AeroNet, AutoNet, TechNet и NeuroNet.

На подготовку проектных команд, знающих, как применить свежие идеи и довести их до воплощения на этих непростых рынках, и занимается Университет «20.35». Второй его фокус – работа с осознанностью, людьми, готовыми создавать себя и самостоятельно формировать образовательный запрос, а потом проверять, достигли ли они того, к чему стремились. Именно этого умения осмысливать своё образование и пробовать разные применения своих способностей не хватает в современном мире, где принято поступать туда, куда хватило баллов по предметам, которые проще всего сдавать, а потом учиться до самого конца и идти работать по этому направлению, во многом случайному, словно этот выбор сделан раз и навсегда.

«Мыслить по-другому»

Вместо этого ребят ждали новые необычные для них форматы: лаборатория по генерации идей проектов от Сколково, четыре образовательных такта по три недели каждый, включая онлайны, оффлайны, клубы мышления, а также занятия по проектной деятельности. Всё это было предложено студентам, которые сформировали 12 команд. 

«Самое первое и главное, чему мы научились, – работать в команде, правильно выстраивать работу команды. Чёткое распределение ролей даёт большую отдачу. Начинаешь мыслить по-другому. Мы поработали друг с другом, позанимались, распределили роли: каждый человек писал, кем видит другого: модератором, организатором, лидером, евангелистом, экономистом, программистом и так далее. Потом каждый попробовал себя в выбранной товарищами роли. Потом нас опять ждало распределение. Так было три раза, в итоге работа в команде стала эффективнее и лучше, чем изначально», – рассказал участник команды Digital BrainВалерий Савельев, студент третьего курса Политехнического института НовГУ, специальность «эксплуатация транспортных машинных комплексов». Его команда представляла проект Sokol – аппарат для моментального сбрасывания файлов в облако, вошедший в тройку победителей, которые получили по 70 000 рублей. 

IMG_7118.jpg

«Обучение интереснее, чем в университете»

После этапа формирования команды работали по следующему принципу: работа с идеей, работа с клиентом, разработка прототипа, подготовка презентации. Студенты приобретали и вполне измеримые навыки и умения (hard skills): знания по программированию, обучались тому, как правильно проводить опросы. Проводили CusDev (custom developement): выбирали целевую аудиторию, спрашивали, будет ли решение удобно и полезно потенциальному потребителю.

 «Всё обучение построено интереснее, чем в обычном университете. Я не вспомню скучных лекций. Мы занимались по выходным с десяти до шести вечера. Нам давали информацию, потом сразу практическое задание, потом снова информация, общение, диалог с преподавателем, – поделилась впечатлениями Умагат Лабазанова, студентка 2 курса юридического факультета НовГУ, лидер ещё одного из проектов-победителей, разрабатываюшая нейротренажёр Conformation. Вылядит их аппарат как перчатка, которая помогает реабилитации мелкой моторики при ДЦП, после инсульта и при травмах.

«Были разные занятия, в том числе, и по нашим запросам: например, занятие про ресурсные составляющие, командообразоование, занятия для технарей, экономистов, бизнес-планирование, проектная деятельность, приезжали ребята и из Школы нескучного доклада, которые учили презентовать проект. На неделе мы командой выполняли какую-то задачу (например, строили бизнес-модель) и отчитывались. Ещё в эту неделю входили встречи с наставником и тьютором», – добавила Умагат.

На вопрос, будут ли полезны полученные знания и умения, если конкретный проект «не взлетит» на рынке, студенты отвечали однозначно: «Опыт мы получили огромный. Оффлайны, интенсивы, уроки, которые у нас проходили, включали обучение про стартап, советы, как избежать ошибок. Были и технологические моменты, например, мы узнали больше о нейротехнологиях. Мы прошли много этапов создания проекта и получили удары, научились видеть свои ошибки, и если мы захотим повторить этот путь, мы уже знаем, какие детали важны», – уверен Валерий Савельев. Участники также отмечали, что для них будут очень важны и знакомства – как с будущими коллегами, так и с экспертами, на поддержку которых можно надеяться и в других проектах.

Дело «труба»

10 декабря состоялась «труба» экспертов, через которую смогли пройти лишь пять лучших команд. В качестве экспертов выступили руководитель компании «Техбионик» (бионические протезы рук) Станислав Муравьёв, руководитель отдела протезирования фирмы «Моторика» (тематика: ТСР и бионика) Фёдор Кубышкин, ведущие эксперты и консультанты ФРИИ по IT-стартапам и инвестициям Максим Алексеев, Алексей Солдатов и Андрей Попов, Константин Гнип – сотрудник компании Runa Capital, занимающейся венчурными инвестициями. 

Несмотря на жёсткий отбор (преодолеть «трубу» смогли лишь 5 команд из 12) работа с независимыми экспертами приехал командам немало пользы и помогла увидеть свой проект со стороны и получить отклик и профессиональные рекомендации. «Нам посоветовали опросить больше людей, плюс подкинули пару идей, мыслей, как можно что-то улучшить, чего можно добавить. Нам предложили сделать своё облако-сервер для хранения данных», – привёл пример Валерий Савельев.

Были и вполне практичные подсказки: ребятам из проекта Conformation посоветовали, какой материал лучше использовать для создания их перчатки, помогли подобрать датчики. «Кроме того, нам порекомендовали расширить нашу аудиторию: обратить внимание на реабилитацию спортсменов, чтобы коммерциализировать технологию, а параллельно делать социальный проект с детьми с ДЦП», – рассказала Мария Комарова, студентка направления «Специальное дефектологическое образование» НовГУ.

«В целом впечатления крайне положительные, так как считаю студенческие команды перспективными, амбициозными и чувствующими тренды. Они пока легко воспринимают обратную связь (в большинстве) и более гибкие к смене курса. По общению с командами мне показалось, что им не хватает понимания первых шагов по выявлению спроса через практику методологии CusDev», – поделился своим мнением о командах один из экспертов, Максим Алексеев.

«#EdCrunchВеликий Новгород»: подведение итогов

15 декабря пятёрка лучших команд интенсива презентовала свои проекты участникам конференции. По итогам три проекта (Runcoon, Conformation и Sokol) получили гранты из рук генерального директора Университета «20.35» Василия Третьякова, а два других – специальные призы (гранты по 40 000 рублей).

IMG_7145.jpg


«У вас есть много направлений развития. Подумайте, как вы будете поступать с теми данными, которые соберёте. Потому что у вас будет очень интересная ситуация: в одной стороны, вы будете знать, как преодолеть физиологические проблемы человека, с другой стороны, вы будете одновременно знать, какие предложения им максимально интересны», – подал идею проекту Runcoon Василий Третьяков. Авторы идеи создали приложение, которое помогает бороться с гиподинамией, доходя до целей (пунсонов на карте) за бонусы. Точки на карте ставятся в месте расположения компаний-партнёров, которые подключаются к игре бесплатно за счёт рекламы.

«Очень интересное решение, я думаю, оно изменится, и  вам удастся создать новый уровень облаков, который решит все наши проблемы с хранением данных», – так он прокомментировал успехи уже упомянутого проекта Sokol.

Пройти мимо Conformation он тоже не смог – редко можно встретить стартап с такой выраженной социальной составляющей. «Я желаю вам быть успешными, чтобы вы преодолели все барьеры. И, поскольку у вас социальный проект, желаю вам, чтобы у вас никогда не пропадала мотивация помочь людям», – сказал он.

Говорила про постоянные изменения и выступившая на награждении Елена Серебрякова, заместитель проректора по научной работе и инновациям НовГУ. «Всё, что вы видите, мы запустили в сентябре, это результаты четырёхмесячной работы команд студентов. Проекты менялись на глазах, мы их отслеживали от такта к такту (всего четыре такта было образовательных), и поверьте, то, что вы видите сейчас, кардинально отличается от тог, что было в начале. Мы очень рады, что ребята растут вместе с нами и делают интересные вещи», – поделилась своими чувствами она. 

Дальнейшее развитие

 Команды горят идеями, планируют начать сдавать аппараты в аренду и собирать обратную связь от пользователей о своём продукте, дорабатывать его.

Девушки из социального проекта Conformation трезво оценивают своё будущее: 

«По-хорошему мы пока не рассчитывали стоимость тренажёра, но мы пониманием, что будем сотрудничать с частными реабилитационными центрами, потому что для государственной клиник нужно пару миллионов и пару лет, чтобы пройти лицензирование. Мы не будем продавать это частным лицам и, тем более, родителям, потому что реабилитация эффективнее протекает в комплексе, одной мелкой моторики всё равно мало, а на весь комплекс практически никому не хватило бы денег». При этом у ребят в партнёрах уже есть два новгородских реабилитационных центра, коллеги из Санкт-Петербурга, поддержать их идею готово Министерство образования Новгородской области и профессионалы в Сколково.

«Вы всё равно молодцы, вы прошли большой, тяжёлый путь. Для вас и для нас это победа. Вы у нас первые, а первых больше любят и ценят, потому что все ошибки проходишь с первым выпуском. Мы вас всех любим, знаем, наблюдаем, как вы растёте. Спасибо вам огромное», – обратилась с напутствием к не получившим приз семи командам Евгения Серебрякова. Но студенты и сами не расстраиваются: они планируют развивать свои проекты дальше, чтобы улучшить их и найти финансирование.

«Я очень рада, что попала на интенсив, потому что это было прекрасное развитие различных навыков (hard-scills и soft-skills тоже): опыт работы в команде, изучение различных рынков и технических специальностей. Мы планируем работать в следующем семестре (с марта по июнь), дальше учиться, собираться нашей командой, обсуждать перспективы, придумывать какие-то решения, как вывести наш прототип (игру) на более высокий уровень», – призналась участница одной из таких команд Маргарита Вихрова, студентка второго курса Института сельского хозяйства и природных ресурсов. Её команда разрабатывала компьютерную игру, которая поможет научиться управлению бионическим протезом, восстановить нарушенные моторные функции, а пожилым людям позволят быстрее овладеть навыками работы с компьютерной мышью.

«Я пошёл в УНТИ, потому что увидел глоток свежего воздуха для себя», – резюмирует Валерий Савельев. Будем надеяться, эта атмосфера сохранится и в дальнейшем.

#Университет "20.35"

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.