2035: in progress > Ликбез

08.04.2019

Как сделать большие данные инструментом CDO для университета

После «Острова 10-21» в ДВФУ начали уникальный эксперимент по применению больших данных в учебном процессе. До конца 2018 года университет поставил перед собой смелую задачу — ввести управление, основанное на данных. О том, с какими проблемами пришлось столкнуться, как получилось их решить, насколько велики объемы «мусорных» данных, как объединить разрозненные сведения в единую систему и сделать инструментом CDO, а главное — зачем нужна вся эта работа, ntinews.ru рассказали заместитель проректора ДВФУ Анна Тышецкая и финансовый директор университета Николай Заривной.


Заместитель проректора ДВФУ Анна Тышецкая

Университет в своей деятельности генерирует огромный массив данных, которые при надлежащем анализе могут стать основой управленческих решений как в области организации учебного процесса и экономики, так и в более тонкой сфере индивидуального развития студента, его образовательной траектории в университете и карьерной за его пределами. Дальневосточный федеральный университет в партнерстве с Университетом «20.35» и другими организациями является центром компетенций в области управления на основе данных (CDO) и было бы странно, если бы мы не использовали эти компетенции в своей собственной работе. В 2018 году мы поставили перед собой задачу ввести в университете управление, основанное на данных. 


Финансовый директор ДВФУ Николай Заривной

Первая проблема, с которой ты сталкиваешься, становясь Chief Data Officer, — это отсутствие единого формата данных, общего для разных датасетов. Ее можно решать для частных случаев, собирая и очищая датасеты под задачи, делать прототипы CDO-решений. Но это не наш путь. Мы поставили перед собой задачу переставить на рельсы управления по данным основную часть жизни университета — учебный процесс. Это оказалось задачей неимоверно сложной, потому что университет генерирует не просто массив данных о своих студентах и преподавателях, но делает это разными потоками и в разных форматах. 

Один поток – это обезличенные данные об абитуриентах, поступающих в университет, их производит приемная комиссия. Другой — это распределение студентов по конкретным группам и учебным планам, этим занимаются студенческие офисы. Третий поток – это данные о распределении преподавателей по конкретным предметам. Четвертый – данные о вместимости, оснащенности и состоянии аудиторного фонда. И так далее. 

Но и сами потоки данных неоднородны, зачастую формируются разными подразделениями и под разные задачи. Зачастую эти данные не автоматизированным способом собирают в разрозненные отчёты. А часть просто существует в экселевской табличке в недрах кафедрального компьютера. 


Вторая проблема — превалирование динамических категорий данных над нединамическими. Например, вышедшие приказы об отчислении, зачислении, переводе, восстановлении, академическом отпуске, изменении фамилии студентов влияют на содержание датасета постоянно. Можно «выгрузить контингент» и даже распечатать список студентов, но в этот же момент он начнет устаревать. При этом данные о состоянии контингента неизбежно в определенный момент проходят через руки человека, а это означает, что возможны ошибки. 

Данные о преподавателе и его участии в реализации образовательных программ — ещё один пример динамической категории. Как все эти данные сохранить, проверить, очистить, свести в единый машиночитаемый формат и сделать инструментом CDO? Только если принять датамайнинг, очистку данных, датасет и прочее как фундаментальные и принципиальные элементы выстраивания образовательного процесса. И, конечно, опыт бессонных ночей отдела расписания, соединяющего три простых элемента: преподаватель-студент-расписание. В системе — все гармонично. А по факту — занятие, назначенное в переговорной вместо аудитории. 

Теперь несколько слов о том, для чего нужен весь этот большой и неблагодарный труд — ведь расписание можно составлять и на бумаге. 

Во-первых, очищенные, проверенные и сведенные в таблицы, данные — это инструмент управления экономикой и логистикой. Становятся видны неиспользуемые аудитории (и в то же время преподаватели жалуются на их нехватку), становятся видны те аудитории, которые нужно кровь из носу отремонтировать за лето. Обнаруживаются даже одинаковые по содержанию поточные лекции, которые можно объединить. И, неловко говорить, выявляются «приписки» учебной нагрузки. 

Во-вторых, у нас появляется инструмент сохранения данных об индивидуальной траектории студента, его детализированное портфолио. И это уже замах на принципиально новое качество образования. Эксперимент по внедрению таких технологий мы вместе с коллегами из Университета «20.35» провели на «Острове 10-21» в прошлом году, но круглогодичный учебный процесс в университете генерирует многократно больше данных о студенте, чем десятидневный интенсив. 


Мы близки к тому, чтобы создать личный профиль компетенций (что-то вроде портфолио) нового поколения, где будут учтены — и доступны для анализа — все существенные для индивидуального развития студента факты его образовательной траектории. А это – критическое условие создания наставников и навигаторов на основе ИИ. 

В-третьих, потенциально данные дают возможность строить индивидуальную программу развития не только для студента, но и для преподавателей и ученых. Управление на основе данных открывает перед нами возможность оценивать не выполнение усредненных КПЭ, а динамику личного развития преподавателя или ученого. Прирост количества и качества публикаций, укрепление неформальных академических связей (пока еще не выразившихся в совместных публикациях, но заметных по активности в научных социальных сетях), улучшение динамики развития их студентов и др.

Впереди у нас путь от достоверных данных о контингенте студентов к индивидуальным программам развития и образовательным навигаторам с искусственным интеллектом. Мы в ДВФУ по нему уже продвинулись и надеемся поделиться нашим опытом с коллегами из университетского сообщества в рамках нашей лаборатории на «Острове 10-22».

#Университет "20.35", #остров 10-21, #Остров 10-22, #CDO, #ДВФУ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.