2035: in progress > Ликбез

21.12.2017

Россия создает цифровую платформу «университета будущего»



Будущее цифрового образования уже наступает. В России создается университет нового типа — это цифровая платформа, которая даст всем желающим возможность получить новые навыки и компетенции, сформировав собственную образовательную траекторию. Платформа объединит лучшие университеты страны и мира, работодателей, а также представителей бизнеса и технологических стартапов.

Flaticon


Что такое «университет будущего»? В ответ на этот вопрос можно услышать: «Это онлайн-курсы, индивидуальные траектории обучения, использование новых технологий, например, нейроинтерфейсов». Но когда именно наступит это будущее? Этот вопрос обычно остается без ответа.

Однако в России «университет будущего» уже создается. Это проект «Университет 20.35» Национальной технологической инициативы — государственной программы по стимулированию развития отраслей, которые в течение следующих двух десятилетий станут основой инновационной экономики.

Учиться тому, что востребовано

«Университет 20.35» — это новый шаг в развитии системы образования. Это не традиционный университет, с корпусами, расписанием лекций и дипломом об окончании — это цифровая платформа, которая предлагает студентам освоить набор необходимых именно им компетенций и изначально ориентирована на сборку индивидуальных траекторий обучения студентов.Платформа будет включать в себя совершенно новые технологии искусственного интеллекта, помогающего человеку построить свою собственную оптимальную траекторию движения к его так называемым целевым профилям компетенций, которые позволят человеку выполнять определенные профессиональные задачи, решать те вызовы, которые стоят сегодня перед российской экономикой и перед миром в целом. «Мы начинаем работу со сбора данных и обучения нейросетей для оптимизации траекторий обучения наших учеников, взаимного обучения людей и искусственного интеллекта — потому что как мы учимся у искусственного интеллекта, так и он учится у нас», — комментирует Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.

Как человеку понять, чему именно нужно учиться, чтобы встроиться в экономику будущего? Это ему скажут сами предприниматели:стать полноправными членами цифровой платформы «Университета 20.35» смогут и представители бизнеса. Для них это станет шансом сформулировать требования к своим будущим специалистам — возможно, даже сделать запрос на специалистов под конкретный проект. Кроме того, в работе цифровой платформы Университета примут участие и компании-участницы «рынков будущего» Национальной технологической инициативы

Образовательный контент — лучший, хотя и не уникальный

Ценность «Университета 20.35» — не в уникальных образовательных курсах, он не реализует собственные программы и не разрабатывает своего образовательного контента. Ценность Университета — в большой сети партнеров, выбор которых (точнее, рекомендации по выбору для обучающихся) строится на объективных данных о результативности обучения. Управлять своей образовательной траекторией человек будет только сам, задача Университета — сделать это управление осознанным.

У создателей Университета нет сомнений в том, что такой подход к обучению будет эффективным, хотя бы потому, что определенный опыт такой организации обучения и оценки навыков в России уже есть. «Наша цифровая платформа будет объединять в себе разные форматы обучения: и онлайн-обучение, и обучение в традиционных аудиториях. Мы будем использовать для этого всю сеть образовательных организаций Российской Федерации и наших зарубежных партнеров», — рассказывает Василий Третьяков, генеральный директор АНО «Университет 20.35».

Здесь стоит упомянуть опыт восьми ведущих университетов России, которые три года назад приняли решение о создании национальной платформы открытого образования. Это МГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, МИСИС, СПГУ, СПбПУ и УрФУ. В этих вузах начался процесс перевода лучших компетенций и преподавательского опыта в онлайн-формат, доступный миллионам обучающихся по всей России и за ее пределами. Кроме того,сегодня онлайн-курсы в перечисленных университетах являются частью траектории обучения каждого студента.

Цифровой профиль вместо диплома

На выходе студенты получат не традиционный диплом об окончании учебы, а цифровой профиль. Этот профиль компетенций можно будет предъявить работодателю, и он будет содержать информацию о человеке, накопленную за время его учебной деятельности. Профиль покажет, какие именно задачи человек способен выполнять, какие навыки у него развиты и в каких областях он работает успешнее всего.

Более того, по словам создателей, у Университета не будет и выпускников в полном смысле этого слова. Из «Университета 20.35» нельзя выпуститься, можно лишь дойти до конкретной стадии в своей траектории развития. «Университет 20.35» — это траектория обучения, которая проходит через всю жизнь человека. Прежде всего это связано с тем, что в современном мире человеку предстоит поменять профессию не один разза свою жизнь. Поэтому формат обучения в виде программы высшего образования, которая определяет профессию на всю жизнь, уходит в прошлое. Соответственно, ставка должна быть сделана не только на конкретные профессиональные навыки, а на softskills.

Для пилотного курса набраны 100 первых студентов – руководителей компаний, стартапов рынка нейротехнологий (Нейронет). Весной 2018 года будет открыта регистрация всех желающих на платформе Университета, а в сентябре следующего года начнется реализация пилотных траекторий индивидуального обучения студентов.

#Виртуальность, #Образование

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.