2035: in progress > Ликбез

20.12.2018

Итоги форума «Кадры для цифровой экономики V 1.0»

В Москве 18 декабря состоялся форум «Кадры для цифровой экономики V 1.0». Его участники обсудили, какие меры необходимо выполнить в ближайшем будущем для реализации федеральной программы «Кадры для цифровой экономики», которая вскоре должна быть одобрена правительством.

«Самое главное, что мы должны сделать, – это найти мультипликаторы, технологические решения, которые позволяли бы нам работать с массами – большим количеством университетов, школ, колледжей, студентов», – подчеркнул в своём выступлении перед участникам форума спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Университет «20.35» НТИ, который выбран в качестве Центра компетенции по программе «Цифровая экономика», будет действовать во взаимодействии с Минэкономразвития, Минпросвещения и Миннауки как система, «обеспечивающая стандарт обмена данными, накопление данных, трансфер лучших решений», отметил спецпредставитель президента РФ.

«Нам параллельно нужно создавать технологические продукты, создавать систему управления подготовкой кадров и параллельно достигать этих результатов», – отметил Песков. Он подчеркнул, что «перейти сразу на цифру во всей стране не получится».

По словам Пескова, оптимальным решением данной проблемы видится цифровизация образования, в частности, дополнительного, чтобы оно работало «для подготовки кадров для цифровой экономики – от внешкольных кружков до переподготовки кадров».

Заместитель Министра просвещения РФ Ирина Потехина выделила четыре параметра цифровизации системы школьного образования – материально-техническая база, управленческие решения, программа образования и кадровый состав педагогов. По её словам, создание «нового педагога» и может стать тем самым мультипликатором для цифровой экономики.

На уровне высшего образование в рамках федерального проекта планируется за повысить эффективность за счёт цифровой трансформации базовых процессов, создания так называемого «цифрового университета». Главное его отличие от «традиционного» – в подходе к работе с данными, отмечает ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. Если в настоящее время «цифровые следы», «оставляемые» студентами в различных системах онлайн-обучения, информационных системах, используются в вузах в лучшем случае в административных процессах, то в рамках «цифрового университета» потребителями данных и аналитики на их основе об обучающихся должны стать преподаватели, исследователи и сами студенты.

«Целью формирования «цифрового университета» должно стать формирование так называемого visible learning – возможности получения студентом обратной связи в режиме реального времени. Это позволит обучающемуся формировать свою индивидуальную траекторию обучения. Кроме того, эффективная работа с данными позволит университету обеспечить гибкость и адаптивность своих образовательных программ и контента в постоянно меняющихся условиях цифровой экономики», – заявил он.

По словам Карлова, будет выработана базовая модель «цифрового университета», а затем на её основе в 2019 году выбрать пять головных центров на базе ведущих университетов, где будут разрабатываться конкретные модели и технологические решения. После этого к каждому из этих центров присоединятся по три вуза, которые выступят пилотными проектам. К 2024 году разработанные модели должны найдут применение в широком круге университета, отметил Карлов.

Цифровизации российской экономики к 2024 году должна способствовать и поддержка талантливых школьников и студентов, проявляющих свои способности в области математики и программирования.

По словам генерального директора «1С», руководителя рабочей группы «Кадры и образования» Бориса Нуралиева, сейчас стоит амбициозная задача повысить число обучающихся на IT-специальностях до 120 тысяч человек к 2024 году. Предполагается, что в 2019 году это число должно составить 46 тысяч, а в 2020 – 80 тысяч. Повышение количества специалистов призвано закрыть дефицит специалистов в отрасли.

«Информационные технологии – довольно новая, динамичная наука, там не очень много базовой теории и довольно много практического, и мы должны создать комфортные условия, что привлекать специалистов из отрасли», – подчеркнул Нуралиев.

Готовить к цифровой экономике предполагают не только школьников и студентов, но работающих людей и пенсионеров.

В 2019 университет «20.35» в лице Центра компетенций направления «Кадры и образование» цифровой экономики запустит открытую образовательную онлайн-платформу для повышения среди взрослого населения страны цифровой грамотности, ключевых компетенций, необходимых цифровой экономике. На платформе можно будет завести личный кабинет, сформировать профиль компетенций и выстроить персональную карьерную траекторию развития с учетом приобретенных знаний и умений.

«Кто эти кадры, которые будут учить наших граждан осваивать цифровые технологии, осваивать цифровой ресурс? Мы пошли следующим путем: придумали новую профессию», – рассказала председатель Российского общества «Знание», депутат Государственной Думы Любовь Духанина.

Цифровой куратор – консультант в области использования цифровых технологий, онлайн-сервисов, профессиональный стандарт уже утверждён, рассказала Духанина. По её словам, цифровыми кураторами посредством сдачи профессиональных экзаменов могут стать и школьники, и студенты первых курсов. В настоящее время разрабатывается модель компетенций цифрового куратора, уже подготовлены 36 представителей новой профессии.

«Массовое сознание относится к цифровой экономике как бантику, чему-то дополнительному. Они не понимают, что мы уже живем в этом, мы уже живем в интернете вещей», – резюмировала Духанина.

В начале 2019 планируется разработка технического задания по созданию нормативов по уровням компетенций для цифровой экономики для всех возрастов, так называемого «цифрового ГТО».

По словам руководителя экспертной группы «Модель компетенций цифровой экономики» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» Александра Кондакова, необходимым элементом инфраструктуры цифровой экономики станет создание базовой модели, стандарта описания компетенций, которая обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников рынка. Это позволит обеспечить сопоставимость и анализ компетенций, а также позволит обмениваться данными между различными моделями. В то же время Кондаков отметил, что единой модели компетенций для всей страны не будет.

Одной из первых целей федеральной программы является пилотный проект по выпуску пяти тысяч персональных цифровых сертификатов, с помощью которых граждане смогут бесплатно получать дополнительное образование и осваивать компетенции, которые необходимы, чтобы стать востребованными в рамках цифровой экономики специалистами. Как отметил руководитель экспертной группы «Развитие цифровой грамотности и компетенций» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» Алексей Семёнов, для реализации проекта необходима общая платформа, где будут поставщики услуг по просвещению и аттестации будут размещать свои услуги, и куда потребители смогу принести сертификаты.

В рамках федерального проекта будет создан венчурный фонд для поддержки и продвижения перспективных образовательных технологий, востребованных в цифровой экономике. Как отметил руководитель экспертной группы «Венчурный
фонд и развитие предпринимательства» Павел Гудков, данный вопрос был «стержневым» при разработке «дорожной карты» федерального проекта. Данный фонд, который будет представлять собой своеобразный институт развития будет работать в тесной связке с формирующимся рынком НТИ EduNet, который будет отсеивать прорывные решения, которым фонд в свою очередь будет помогать в выходе на рынки, в том числе зарубежные.

Фонд, которому через АО «РВК» будут выделены бюджетные средства в размере семи миллиардов рублей, будет управляться командой, которая будет выбрана на открытом конкурсе и предложит концепцию работы с акселераторами, заявил инвестиционный директор РВК Алексей Басов. Целевые средства будут равномерно распределены на реализацию проектов по 26 категориям глобальных образовательных технологий, которые будут сосредоточены по восьми кластерам: «Создание контента», «Управление», «Поиск», «Опыт», «Обучение», «Подтверждение знаний и навыков» и «От обучения к работе». Предполагается, что срок работы фонда составит 10 лет, из которых пять лет будут инвестиционным периодом.

Основная часть задач, заложенных в федеральный проект, в определенный момент будет включена в задачи субъектов. Это и цифровые сертификаты, и гранты, и масштабирование инициатив, связанных с ускоренной профессиональной подготовкой, а также повышением квалификации и развитием компетенций, востребованных цифровой экономикой.

По словам руководителя экспертной группы «Кадры для субъектов цифровой экономики РФ» Центра компетенций и заместителя губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмилы Огородовой, субъекты также могли бы взять на себя и оценку эффективности проектов.

Как отметила Огородова, экспертная группа провела совещание, на котором проанализировала федеральный проект и выделила три крупных блока, по которым должны вовлекаться регионы: предполагающее их непосредственное участие, участие организаций, находящихся в субъектах, через получение грантов, и обращённые непосредственно к конкретным субъектам, в частности, программы подготовки CDO (Chief Data Officer) – управленцев, которые будут влиять на существующие процессы в органах власти с помощью работы с данными.

По словам заместителя руководителя Проектного центра по интеграции НТИ направления «Молодые профессионалы» АСИ Алексея Коробова, в рамках образовательной программы «Управление, основанное на данные – Chief Data Officer в органах власти» обучено уже 394 человека, пять тысяч предполагается обучить в 2019, и 30 тысяч до 2024 года. В образовательной программе будут участвовать 10 центров компетенций по управлению.

«Cама программа так сформатирована таким образом, что есть мероприятия, где участие субъектов предусмотрено, а есть те, где субъекты могут принимать участие косвенно – через своих граждан, организации или каким-то другим образом. Поэтому мы постарались с членами нашей экспертной группы на следующий год запустить, обсудить и продумать в первую очередь те мероприятия, которые согласно федеральному проекту имеют прямое отношение к субъектам», - подытожила Огородова.

#цифровая экономика

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.