Новости > Хроника рынков НТИ > AutoNet

12.02.2019

Центр компетенций НТИ создаст уникальные дроны-разведчики для беспилотных грузовиков

Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники, созданный на базе Университета Иннополис, разрабатывает беспилотный грузовой внедорожник на базе КамАЗа, который будет оснащен дроном-разведчиком для построения оптимального маршрута с учетом особенностей местности. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя центра, доцента Университета Иннополис Александра Климчика.

«Беспилотный внедорожник будет ориентироваться на актуальную информацию —видеоизображения местности с дронов, а не данные со спутников, которые могли устареть. Это позволит беспилотнику выстроить оптимальный маршрут в условиях бездорожья. Результатом станет экономия времени и топлива, которые тратятся на поиск путей объезда препятствий — рек, поваленного леса и других непроходимых участков. Наша разработка не имеет аналогов в мире», — цитирует агентство специалиста.

По мнению разработчиков, грузовые автомобили с функцией разведки местности будут незаменимы для служб спасения. Технологии помогут спасателям работать эффективнее в случае наводнений и пожаров, когда проезд в какой-либо зоне ограничен. Разработкой уже заинтересовались коммерческие компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Прототип инновационной модели КамАЗа авторы проекта планируют представить уже в конце 2019 года.

Предполагается, что Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники также будет развивать коллаборативную робототехнику, то есть создавать роботизированные системы, взаимодействие с которыми будет максимально безопасно для человека. По мнению Климчика, роботы не будут «убивать» рабочие места, а предоставят людям возможность переквалифицироваться, перейдя от выполнения монотонных задач к более интеллектуальным формам занятости.

Кроме того, специалисты центра разрабатывают для рынков будущего системы для автоматизации производства, лишенные недостатков традиционных роботов.

«У шестиосевых роботов большинства производителей есть серьезный недостаток — высокая погрешность позиционирования, если робот выполняет операцию под большой внешней нагрузкой, например, перемещает тяжелый объект или в результате усилия, прилагаемого на фрезу при обработке металла. Эта погрешность возникает под действием двух факторов - имеющийся люфт в редукторах и деформация корпуса робота под большой нагрузкой», — отметил Артем Барахтин, генеральный директор компании «АРКОДИМ», входящей в консорциум центра.

Система, которую разработали представители компании «АРКОДИМ» совместно с Университетом Иннополис, предусматривает снятие и одновременную обработку показаний с двух энкодеров (датчиков углового движения), один из которых установлен на валу внутри двигателя, второй - снаружи, на корпусе робота. Это наделяет систему способностью «чувствовать» отклонение от заданной траектории.

«Каждую долю секунды наша система будет сверять показания внутреннего и внешнего энкодеров. Робот сможет контролировать выполнение задачи и корректировать траекторию в случае отклонения», — пояснил Барахтин. Создатели промышленных роботов работают над решениями для систем, где погрешность возникает из-за провисания или натяжения тросов — так называемых тросовых роботов.

«Когда рабочая зона тросового робота составляет десятки метров, а масса перемещаемой рабочей площадки достигает сотен килограммов, погрешность работы системы становится критической. Наш подход позволяет обеспечить сохранение пределов погрешности, установленной производителем робота», — подчеркнул эксперт.

Увеличение точности движения площадки, которую перемещают тросы, позволит эффективно использовать подобные системы для стыковки или покраски крупногабаритных объектов, например, корпусов кораблей и самолетов, а также в строительстве дорог для проекта «Новый шелковый путь» или 3D-печати зданий.

Для того, чтобы российские разработчики могли конкурировать на мировом рынке, внимание нужно уделить качеству образования.

«В Университете «Иннополис» есть программа магистратуры по направлению робототехники. С прошлого года мы запустили модернизированную программу магистратуры, которая ничуть не уступает уровню подготовки специалистов в университете Карнеги Мэлон (Carnegie Mellon's Robotics Academy. — ntinews.ru). Упор в нашей программе делается на практику в технологических компаниях и современные знания», — говорит Климчик. Он отметил, что по количеству дипломов, выданных российскими университетами в сфере робототехники, Россия находится среди мировых лидеров.

Будущих разработчиков отечественных роботизированных систем в Университете Иннополис готовят «со школьной скамьи» — в рамках всероссийских школьных олимпиад и специализированных курсов для талантливых подростков. Стратегическим партнером университета в сфере подготовки специалистов выступает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

«Наше сотрудничество позволяет готовить универсальных специалистов высокого класса. Аспирант, у которого один научный руководитель из ИТМО, а другой из Университета Иннополис, проводит более качественные научные исследования и получает в поддержку компетенции с двух сторон», — пояснил заместитель директора мегафакультета компьютерных технологий и управления университета ИТМО Сергей Колюбин.

Созданный в мае 2018 года на базе Университета Иннополис Центр компетенций объединил вокруг себя несколько десятков партнеров — российских и зарубежных вузов и научных центров, технологических и индустриальных компаний.

В консорциум центра сегодня входят МФТИ, ИТМО, Высшая школа экономики, ДВФУ, ИППИ РАН, ИМАШ РАН, КАМАЗ, ГАЗ, Сбербанк, Газпром, Аэрофлот, ряд зарубежных вузов, таких как IMT Atlantique (Франция), Shenzhen Institutes of Advanced Technology (Китай) и другие.

«Преимущество нашего сотрудничества в рамках консорциума в том, что технологические партнеры помогают нам фокусироваться на конкретных потребностях рынка и искать решения именно для них»,— подчеркнул Климчик.

Участники консорциума также будут сотрудничать в рамках Центра управления результатом интеллектуальной деятельности (РИД), создание которого предполагает программа развития Центра НТИ. В течение четырех лет реализации программы развития Центра компетенций его финансирование из федерального и регионального бюджетов с учетом частных инвестиций и коммерческих проектов достигнет 2.5 млрд рублей. Сумма частных инвестиций, привлеченных центром, должна достигнуть трети от этой цифры.

#AutoNet, #АвтоНет, #беспилотные автомобили, #Центры компетенций

Еще по теме

22.02.2019 Рабочая группа AutoNet НТИ провела первое заседание в 2019 году

22.02.2019 Школы операторов беспилотных караванов откроются в России в 2020 году

21.02.2019 «КамАЗ» начнет серийный выпуск беспилотных грузовиков к 2025 году

20.02.2019 Беспилотные автомобили допустят на общие дороги в России к концу 2021 года

19.02.2019 Шесть компаний планируют до конца года принять участие в тестировании беспилотных автомобилей в России

13.02.2019 Россияне через пять лет смогут зарабатывать на продаже данных, генерируемых автомобилями

13.02.2019 В AutoNet уверены в скором появлении в России рынка социального каршеринга

11.02.2019 В России создают приложение для вызова беспилотных такси

08.02.2019 Участники квалификационного этапа «Зимнего города» испытали свои беспилотные автомобили на полигоне, имитирующем дорожное движение

07.02.2019 Первая автомойка для беспилотных автомобилей появится в России в 2021 году

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.