Новости > Новое образование

18.03.2019

Как кружки НТИ открывают школьникам «выход в космос»

Председатель экспертного совета программы «Дежурный по планете» Кружкового движения НТИ, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник стал гостем программы «Выше среднего» на радио Mediametrics.

В интервью он рассказал, зачем современному школьнику заниматься изучением космоса, почему создатели программы делают ставку на обычных ребят, и какова в этом роль Кружкового движения НТИ. Приводим тезисы выступления Ивана Михайловича.

«Дежурный по планете» — программа Кружкового движения Национальной технологической инициативы, которая включает пять всероссийских конкурсов для школьников по космической тематике. В рамках программы проводятся: конкурс по приему космических данных «Космические данные»; конкурс по работе с данными космической съемки «Бельки 2019»; конкурс школьных проектов «Спутник моей школы»; конкурс по разработке бортовых систем малых космических аппаратов «Спутник Cubesat»; конкурс по разработке прототипов космических систем, устройств и аппаратов «Оборудование КА». В 2018-2019 учебном году программа охватила около 2300 российских школьников.

О названии «Дежурный по планете»

Название «Дежурный по планете» придумали Марина Сергеева (заместитель генерального директора компании Scanex) и Ольга Гершензон (заместитель генерального директора компании Lorett). Они, наверное, первыми в стране стали погружать школьников в космическую тему, начинали с того, что давали ребятам снимки из космоса и предлагали разобраться в изображениях. Действительно, это вовлечение ребят в наблюдение за тем, что происходит на планете, вокруг их дома.

Тогда я эту программу даже в шутку называл «Павлик Морозов». Вот ребенок сидит дома, получил задание и пытается понять, что на этом снимке Земли из космоса действительно происходит. Вдруг он видит — в красноярских лесах идет вырубка или где-то образовалась свалка. И вот он по своей детской открытости, может быть, даже наивности сообщает, что в его районе происходит кое-что явно незаконное. И ведь он даже не знает, что этим могли заниматься его близкие.

Думаю, для программы «Дежурный по планете» название подобрали очень правильное. Если обратить внимание на Послание Президента Федеральному Собранию, можно заметить: глава государства в своей заботе о народосбережении России особое внимание обращает на здоровье планеты. И когда президент говорит об экологических проблемах, то предлагает активнее вовлекать молодежь. Именно им жить на этой планете, и школьники, которые сегодня за нею наблюдают, могут навести порядок.

Перевооружение кружков

В России постепенно все лучше становится система вовлечения школьников в художественное творчество и спорт. Но когда я как ребенок хочу заняться техническим творчеством — вот здесь есть проблемы.

Сегодня в стране работает примерно четыре тысячи домов технического творчества, но вы придите в такой кружок в каком-нибудь отдаленном муниципальном образовании. Без слез не взглянешь. В большинстве случаев из оборудования — ножовка с поломанным полотном и гнутая отвертка, даже электроинструмента нет. Поэтому Минэкономразвития России (и лично Эльвира Набиуллина, когда была министром) и мы как Фонд в свое время поддержали программу, государство и регионы инвестировали приличные деньги и переоснастили почти 400 кружков технического творчества (Центров молодежного инновационного творчества, ЦМИТ), где любой ребенок может воспользоваться высокотехнологичным оборудованием — 3D-принтерами, сканерами и т.д. Сейчас через эту сеть проходит около миллиона школьников в год.

В этом смысле очень важна программа по устранению цифрового неравенства, которая реализуется по поручению Президента России. Сегодня интернет может дать школьнику то, что не могут купить родители – например, доступ к 3D-принтеру, который находится за 100, 200, 500 километров от его дома, и где ребенок может бесплатно распечатать нужную ему деталь.

Ставка на обычных школьников

Задача программы «Дежурный по планете» — вовлечь в технологическое творчество обычных ребят. Идеально, если из такого школьника вырастет гениальный конструктор, новый Королев, но также хорошо, чтобы он пришел работать в Ракетно-космический центр «Прогресс», на чьей ракете полетел в свое время Юрий Гагарин. Там нужны нормальные рабочие, но для этого их надо вовлечь, сделать так, чтобы школьникам было интересно стать создателями новых ракет.

«Дежурный по планете» не делает ставку на сверхталанты. Работа с одаренными детьми — отдельное направление, создан «Сириус», открыты специальные программы, «Кванториумы» и т.д. Но ведь есть еще больше 15 миллионов обычных школьников, и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок мог заниматься техническим творчеством. Сегодня он строит модель ракеты или самолета, завтра — автомобиля, но главное — у него появляется желание заниматься инженерным делом. Может быть, потом станет хорошим сварщиком — ведь не было бы хороших сварщиков, мы бы не построили Крымский мост.

Поэтому нам нравится даже не столько работа с программой «Дежурный по планете», сколько в целом с Кружковым движением Национальной технологической инициативы. Кружки нужны, и здорово, что ребята все чаще приходят в них — станции юных техников, дома творчества, ЦМИТы, кружки при школах, стали открываться частные кружки. Задача «Дежурного по планете», в том числе — содействовать техническому перевооружению этих кружков, чтобы и у обычных ребят была возможность изучать космос.

Цифровое сельское хозяйство

Подобно «Дежурному по планете» мы ведем еще одну программу — АгроНТИ, знакомим сельских школьников с цифровыми сельскохозяйственными технологиями, вовлекаем в них «агроклассы» в разных регионах. И не обязательно, чтобы выпускник такого «агрокласса» поступил на факультет почвоведения Московского государственного университета. Уже сегодня есть фермы с блестящими технологиями, которые привлекают молодежь — главное, как можно раньше заинтересовать их.

В этом году конкурс АгроНТИ для школьников мы проводим совместно с Минсельхозом и Ассоциацией агровузов в девяти регионах. Ученики 5-10 классов соревнуются в новейших сельскохозяйственных технологиях: как с помощью агроробота посадить помидоры и картофель, запустить беспилотники на борьбу с вредителями, следить за состоянием стада коров с помощью нейросети. Для ребят, которые привыкли жить в интернете, все это элементарно, а сами задания их очень увлекают.

Отцы и дети

Некоторые родители, особенно в небольших городах и отдаленных районах, недостаточно поддерживают своих детей в увлечении современными технологиями. С одной стороны, они волнуются, что это дорогое увлечение, их можно понять. С другой стороны, они не верят, что занятия, к примеру, космосом, подходят обычным людям. Они думают: да, были Гагарин, Королев, Циолковский, а чего добьется мой ребенок? Только увлечется, а потом не найдет работу и будет страдать.

Как изменить отношение таких родителей? Во-первых, важно понимать: даже для такой страны как Россия 15 миллионов Гагариных, Королевых и Циолковских будет многовато. Стране нужны нормальные инженеры, владеющие современными технологиями. Спросите любую компанию — сейчас главная проблема: где взять токаря 6 разряда, который может работать на станке с программным управлением? Работникам фермы сегодня нужно разбираться в инновациях, не говоря уже о космическом предприятии.

С этого года в России стартует программа фестивалей технического творчества «ВОРК». В 2019 году в рамках Кружкового движения НТИ пройдет десять таких фестивалей в разных городах. Их участники — это школьники, которые делают не столько ракеты и спутники, а создают что-то полезное для своего дома и хозяйства. Мы верим: на таких фестивалях «неверующая часть» родителей увидит реальное приложение техническому творчеству детей и найдет общий язык с поколением будущего.

К сожалению, не у всех семей хватает средств, чтобы ребенок мог заниматься современными технологиями. Поэтому сегодня мы все больше выходим на бесплатные инструментарии. Дешевыми конструкторами забиты все магазины, но они не позволяют ребенку решать интересные именно ему задачи. Родителей это волнует, им хочется хорошего будущего для своих детей. Важно, чтобы у ребят появилась возможность прийти не в 400, а в четыре тысячи центров по стране, а лучше — в 40 тысяч кружков. В России 42 тысячи школ, и сейчас Минпросвещения России разрабатывает программу по созданию кружков технического творчества в каждой из них. И наш Фонд в этом тоже принимает участие в рамках Кружкового движения НТИ.

#кружковое движение, #АгроНТИ, #фонд содействия инновациям

Еще по теме

23.04.2019 В Сколтехе пройдёт «железная» Школа наставников

22.04.2019 Российская компания BiTronics Lab открывает первый кружок по нейротехнологиям в Испании

19.04.2019 Участники Skolkovo Junior Challengе создадут планетоход и систему «умного» энергоснабжения

18.04.2019 Эксперты исследуют феномен неформального технологического образования школьников в России

17.04.2019 Фонд содействия инновациям объявил о старте новой очереди конкурса «Развитие-НТИ»

17.04.2019 Победителем конкурса школьников «Реактор» признали автора «космического гарпуна»

17.04.2019 «Умную одежду» спроектируют школьники на хакатоне Кружкового движения НТИ в Санкт-Петербурге

16.04.2019 Завершен прием заявок на всероссийский конкурс для школьников АгроНТИ-2019

10.04.2019 Правительство распределило 6,2 миллиарда рублей на проекты НТИ

10.04.2019 Российские школьники создали прототип космического робота-змеи

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.