Александра Кулясова

руководитель направления «Ресурсные состояния» Университета 20.35, эмбодимент-коуч

Все публикации эксперта

27.06.2020

Как направление «Ресурсные состояния» перебралось в онлайн формат

В этой заметке я хочу поделиться, как Ресурсные состояния (РС) — занятия по телесно-эмоциональной осознанности — перебрались в условиях пандемии в онлайн.

Не только многие эксперты в этой области, но и большинство слушателей ещё до самоизоляции выбрали для себя онлайн-формат обучения, адаптировались к нему и остались довольны эффектом. Но стоит отметить, что это был взвешенный выбор и тех и других, так как была возможность попробовать начать в офлайне и продолжить в онлайне - или наоборот. Но с конца марта в нашей стране, как и в большинстве мировых государств, началась эпидемия коронавируса, и мы все фактически ушли в сетевой мир. 

Практически во всех сферах специалисты потеряли возможность работать в привычном формате и были вынуждены переобучаться на ходу и привыкать к новому режиму деятельности. Разумеется, это породило ещё больше стресса в уже и так неспокойной мировой ситуации. В четырёх стенах в одиночестве или в окружении всей семьи интерес к теме нахождения ресурса стремительно возрос, а желание учиться саморегуляции стало ещё более актуальным.

Эта ситуация показала высокий профессионализм, адаптивность и выносливость экспертов в данной области. Большинство из них не только оперативно перебрались в онлайн-формат без потери качества занятий, но и приспособили к нему офлайновые практики.

Как им это удалось? Благодаря переупаковке контента: для онлайн занятий он стал гораздо более структурированным и наглядным, а его подача тоже сильно изменилась. Но главное: работа с телом в разных подходах, как групповая, так и индивидуальная, оказалась возможной даже в таких условиях. К тому же онлайн-формат позволил проводить занятия для гораздо большего количества людей единовременно. И очень многие эксперты запустили бесплатные или платные курсы.

А что же слушатели? Не все смогли адаптироваться, включиться в занятия так, чтобы получать от них пользу и удовлетворение. Но тем, кто прошёл все трудности и справился с ними, теперь открыты новые возможности: доступ к курсам мировых специалистов, не выходя из дома. Да, возможно, фраза про то, что мир уже не будет прежним, вам надоела, но... Когда ещё мы могли без перелётов и гораздо дешевле оказаться на мастер-классах экспертов со всей планеты, просто нажав на кнопку (при условии знания английского языка)?

Хотя многое и удалось, по-прежнему остается ряд сложностей. Давайте их рассмотрим:

  1. Все были лишены выбора между онлайном и офлайном: как эксперты, так и участники. А это уже стрессовая ситуация: провести занятие онлайн или вообще отказаться от них; посещать ли занятия, даже если не нравится такой формат, или совсем их лишиться? 

  2. Люди стали ещё больше времени проводить за экраном монитора: учёба, работа, общение с друзьями и родными, шоппинг, отдых. Если к этому добавляются ещё и уроки по саморегуляции, многие задают резонный вопрос: «Стоит ли мне учиться восполнять ресурс, сидя за компьютером, или просто надо выключить его и побыть в тишине/прогуляться/почитать книгу на эту тему?» 

  3. Нарушение баланса между «домом, где мы работаем», и «домом, где мы отдыхаем». С одной стороны, не нужно тратить время на дорогу, ведь доступ в офис теперь по ссылке в Zoom. С другой стороны, организация пространства для уединённой работы или учебы — вовсе не простая задача. Если вы смогли договориться с родными о распорядке «новой жизни», нашли комфортную одежду/атмосферу/время суток, когда это возможно — вы герой, и ваши занятия не страдают. Но если всё иначе, вы не можете собраться, сосредоточиться — от этого пострадает качество любой деятельности, а потом — и ваше состояние. Чем меньше вы в ресурсе, тем сложнее вернуться в русло эффективных процессов. Обе ситуации требуют навыков саморегуляции и умения договориться с собой и окружающими, чему многие еще только хотят научиться. 

  4. Многие теряют концентрацию и слушают вполуха. Сидеть на рабочем созвоне или на занятии и параллельно читать обновления соцсетей — это реальность карантинного мира. И качество восприятия информации от этого сильно падает. Обращаясь к примеру практик по РС в онлайн-формате, стоит сказать, что теперь на слушателе гораздо больше ответственности за результат. Ведь именно от его сосредоточенности и «включённости» зависит, как пройдёт занятие.

  5. Техническая сторона вопроса по-прежнему является порогом входа для части людей. Освоение новых интерфейсов и адаптация к ним — это вызов, требующий ресурса. Технологии стремительно развиваются: на наших глазах еженедельно обновляются привычные программы. Мы всё время пытаемся вернуться в «зону комфорта», пока её кто-то активно редактирует, чинит, совершенствует. Про дополнительный стресс из-за не работающего звука, отсутствия камеры или отключившегося интернета и говорить не стоит.  Всё это требует дополнительных ресурсов от участников, тогда как в офлайне нужно просто выделить время и добраться до места проведения, и это все умеют делать.  

Как эти факторы сказываются на занятиях Ресурсными состояниями? 

Многие эксперты, преподающие в группах с новичками и по заказу организации, сталкиваются с «тёмными окнами». Участники не включают камеры и звук, пользуются только чатом или вообще молча присутствуют на занятии. Это явно снижает групповую динамику — ощущение группы, её поле, ее поддержку: то есть коммуникация и безопасность снижаются. Тренер не случайно просит включать видео и звуковую связь, так как полуторачасовой монолог без обратной связи, а главное — зрительного контакта лишает его возможности полноценного общения с аудиторией, и не дает понимания, насколько верно слушатели выполняют инструкции практик и выполняют ли их вообще. 90% информации о группе просто исчезают, эффект от практики таким образом снижается, а нагрузка на ведущего возрастает. Из-за «тёмных окон» тренер не чувствует группу и участников по отдельности, а также не может откликаться на их проявленные или непроявленные запросы. Поддерживать ощущение безопасности в таком случае в группе достаточно сложно, а это важная составляющая успешности процесса обучения.

Да, это связано с нашей культурой и ментальностью: люди не привыкли, что их видят на протяжении всего дня, да к тому же в домашних условиях. Включая камеру, мы как будто бы пускаем мир в свой дом через экран, пускаем незнакомых людей, и это может вызывать смущение и напряжение.

Также люди не привыкли смотреть на себя со стороны так долго — в Zoom помимо других участников ты постоянно наблюдаешь ещё и за своим изображением. Большинство из нас ведь никогда раньше не осознавали, как они выглядят во время работы, за компьютером или при общении с друзьями. Теперь же мы видим это часами, и это действительно утомляет и напрягает, если не подходить к этому осознанно, как к практике изучения своих паттернов поведения.

Большинство занятий записываются, и это тоже добавляет смущения. Что-то делать или говорить на камеру не равно живому общению. Это ещё один вызов и новый опыт как для участников, так и для части экспертов. В то же время и это и огромный плюс для слушателей, потому что теперь у них всегда есть под рукой запись занятия, и можно упражняться по ней сколько угодно раз. 

Даже если я вижу всех своих одногруппников, я все равно скорее воспринимаю занятие как индивидуальную работу, нежели как групповую. Я не болтаю с присутствующими в перерывах между упражнениями, а занимаюсь в своем домашнем «вакууме». У меня появляется возможность больше себя ощутить, о себе позаботиться, удержать фокус внимания на себе и тренере, нежели на группе и взаимодействии с ней. 

Зачастую участники опаздывают или уходят с занятия раньше времени. Практики по РС — это такие же выстроенные и структурные уроки. Это как в спорте — сначала разминка, потом основная тренировка, в финале заминка. Если прийти сразу на основную части без разогрева мышц, можно легко себе навредить, сделать меньше и хуже. В нашем случае — вы скорее всего пропустите часть про знакомство и адаптацию, а также вводные инструкции, а значит - будет чуть сложнее встроиться, и вы можете сделать что-то неверно или не понять, что вообще нужно делать. Завершение и рефлексия процесса также являются важной и обязательной частью занятия: они помогает осознать и усвоить то, что удалось. Мы работает с состоянием человека, когда выстраиваются новые нейронные связи, поэтому важен бережный и уважительный подход прежде всего к себе. 

Как мы видим, нюансов много - но несмотря на большое количество вызовов, онлайн-формат дал возможность для развития направления РС. 

Во время весенней волны проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35 трек РС был запущен в четырех вузах из десяти: ВятГУ, ЮФУ, СевГУ и СКФУ. Вузы приглашали экспертов как из островной базы (ЮФУ и СКФУ), так и находили их самостоятельно (СевГУ), или адаптировали трек и проводили курс своими силами (ВятГУ). Лично мной был проведен общий вводный курс на все вузы. Всего с марта по июнь прошло 32 мероприятие, которые посетили более 200 человек. Средняя оценка на данный момент - 8,9 из 10, что я считаю прекрасным откликом с учетом всех вышеописанных сложностей проведения занятий в онлайн-формате. 

#ресурсные состояния, #нейрофизиология

Эксперты

Дмитрий Мазепин

председатель совета директоров АО «ОХК «УРАЛХИМ», заместитель председателя совета директоров ПАО «Уралкалий», член Бюро Правления РСПП, руководитель рабочей группы Фуднет НТИ

Зоя Федотова

Руководитель проектов Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Владислав Широков

руководитель проекта «Центр развития сети "Точек Кипения"»

Сергей Гарбук

председатель Технического комитета 164 «Искусственный интеллект» на базе РВК

Олег Бахтияров

Лидер школы «Новые когнитивные инструменты», директор Института психонетических исследований и разработок

Виктор Кононов

генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», координатор проекта АгроНТИ

Сергей Микушев

Руководитель Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета

Михаил Свердлов

контент-директор онлайн-школы английского языка Skyeng

Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Лариса Малышева

программный директор «Точки кипения - Екатеринбург», директор МВА-Центра Уральского федерального университета

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), председатель Всероссийского педагогического собрания

Мария Галямова

руководитель Инфраструктурного центра HealthNet

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Андрей Комиссаров

директор сервиса диагностики и отбора Университета 20.35

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Александрина Клюс

руководитель Центра сетевых мероприятий АНО «Платформа НТИ»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Василиса Пешкова

руководитель проектов АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», ведущий Школы прогностического мышления

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Павел Булат

заместитель руководителя рабочей группы Аэроспейснет НТИ

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Олег Подольский

координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ»

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Алексей Чадаев

директор Института развития парламентаризма, преподаватель Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук

Вячеслав Трактовенко

основатель «Городского цифрового акселератора» CDA.vc, региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Принять участие

8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года

Искусственный интеллект в медицине

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.