Александра Кулясова

руководитель направления «Ресурсные состояния» Университета 20.35, эмбодимент-коуч

Все публикации эксперта

18.04.2020

Как ресурсные состояния помогают добиваться поставленных целей

В преддверии весенних интенсивов — образования, основанном на практике и командной работе — я расскажу об экспериментальном направлении «Ресурсные состояния» (сокращенно — РС), которое существует в Университете 20.35 уже 2 года. Вы узнаете, что это такое, как это направление внедряется в вузах, с какими сложностями мы столкнулись и каких успехов удалось добиться. 

Что такое ресурсные состояния?

Наш привычный день наполнен множеством занятий — от утреннего кофе до вечерней пробежки. Мы учимся, работаем, общаемся с друзьями, гуляем, отдыхаем, выполняем домашние задания — и всё это мы делаем по-разному. В одной ситуации нам необходимо сконцентрироваться, в другой — расслабить всё тело и забыть о беспокоящих вопросах. В любом деле, будет ли это подготовка отчета или же вечерний отдых, можно быть эффективным или неэффективным.

Ресурсное состояние — это физическое и эмоциональное состояние человека, при котором он может наилучшим образом выполнить стоящую перед ним задачу без ущерба для душевного и телесного самочувствия, например, избежать выгорания на работе. Один из эффективных способов прийти к ресурсному состоянию — это научиться в любой момент распознавать свои ощущения и переживания. Осознание происходящего даёт нам возможность выбора — оставаться в текущем состоянии или же изменить его на желаемое. 

Существуют практики и способы, которые помогают достигать ресурсного состояния: научиться решать прикладные задачи и добиваться поставленных целей, находясь при этом в сбалансированном эмоциональном состоянии. Занятия по РС — это обучение, помогающее развивать эмоционально-телесный интеллект участников при помощи техник телесной терапии, психологии, боевых искусств, театра, танца, медитации и других. 

274_SKVR8439.jpg

Важно то, что усвоить навыки получится только при регулярном повторении, т. е. недостаточно один раз прослушать лекцию. Войти в ресурсное состояние — это навык, который нужно тренировать ежедневно, чтобы его освоить и применять даже в стрессовых ситуациях, а не только в учебных ситуациях.

Зачем нужны занятия по ресурсным состояниям?

Управление своими эмоциями и телом — важный навык современного человека. Он пригодится везде, особенно в напряженной обстановке образовательного интенсива. В целом это направление набирает всё большие обороты по всему миру, потому что развитие эмоционально-телесного осознанности отвечает вызовам 21 века:
1) Кто я и в каком направлении хочу развиваться? Как делать выбор в обилии информации? 
Человек с развитым эмоционально-телесным интеллектом способен осознавать: что с ним происходит, куда он движется (и хочет двигаться), в каком мире хочет жить и каком сообществе находиться. Это человек, умеющий делать осознанный выбор, выстраивать свою траекторию развития и понимать, как её нужно изменить.
2) Как достичь того, чего я хочу, но не выгореть (то есть сохранить силы и желание работать или учиться)?
Осознанный человек способен не только эффективно обучаться, но и заботиться о себе, т. е. развиваться таким образом, чтобы успевать обрабатывать и использовать полезную и отсекать ненужную входящую информацию, выстраивать свой образ жизни — работу, учебу и отдых — в балансе.  
3) Как жить в мире людей с разным культурным контекстом?
Дома, на учебе или на работе нам необходима поддержка: эмоциональная, профессиональная, ресурсная (проявляться она может в участии, внимании, времени, деньгах). Однако, чтобы получить эту поддержку, не всегда достаточно «говорить на одном языке» — нередко поведение, жесты, мимика и настроение человека дают значительно больше информации, чем его слова. Навыки эмоционально-телесной осознанности помогают быть внимательным и слышать себя и людей вокруг, выстраивать доверительные и крепкие отношения. 

Как все начиналось?

Впервые направление РС возникло как одна из граней Модели человека Университета 20.35 по инициативе Ивана Ниненко и Елены Наумцевой. Модель тестировали при запуске образовательных интенсивов Нейронет #2. Она базировалась на книге «Четырехмерное образование» Ч. Фейдла, М. Бялика и Б. Триллинга и включала следующие грани: 
● знания (онлайн-курсы, офлайн-занятия, книги); 
● компетенции (способность применять знания, умения и навыки в коллективной и индивидуальной деятельности на практике);
● ресурсные состояния (развитие эмоционально-телесного интеллекта)% 
● четвертое измерение — метапознание (рефлексия, способность помыслить о себе и, в частности, своем обучении). 

meta-learning.jpg

В рамках Нейронета #2 РС еженедельно проходили в формате трехчасового мастер-класса. Участники познакомились с разными направлениями: эмбодимент (моя телесность - позы, походка, пластика и т. п.), майнфулнес (светская медитация), плейбек театр (психологический театр, разыгрывающий истории зрителей), арт-терапия и психотехники. 

Мы учились выстраивать коммуникацию с экспертами, объяснять им, что такое Университет 20.35 и с какими темами он работает. Важной задачей было ввести их в специфику новой аудитории, у которой есть живой интерес к направлению, но нет опыта и ясного понимания практик.

Основная особенность в том, что запрос на развитие телесно-эмоциональной осознанности у участников зачастую формируется именно в процессе посещения занятия, нежели заранее, до их начала, т. е. они делают выбор — прийти на занятие интуитивно, не совсем понимая, что выбирают. Эксперимент с мастер-классами оказался достаточно удачным: средняя оценка занятий студентами в этом запуске была 7 из 10 баллов. 

mSI2cD7P9DI.jpg

На волне интереса к направлению перед «Островом 10-21» было проведено одно занятие для будущих островитян и одно — на самом «Острове». Направление РС обрело большую известность и стало востребованным. 

С осени 2018 года Университет 20.35 стал проводить интенсивы уже не для команд малого и среднего бизнеса, а для вузов России. Пилотным запуском стал интенсив в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого. К сожалению, в силу высокой динамики процессов задуманное ранее не было реализовано в полной мере: для студентов НовГУ был проведен всего один мастер-класс по РС. Мы уже научились готовить экспертов к работе с неподготовленной аудиторией, понимать, что было бы наиболее ценно для нее. Студенты поставили высокие оценки мастер-классу (9,1 из 10 баллов) и жалели, что состоялось лишь одно занятие уже в финале интенсива.
 
В рамках Весеннего запуска в 2019 года не удалось внедрить направления в вузах, т. к. все университеты-участники (кроме НовГУ) проводили интенсивы впервые. Включение нашей проектной модели в программу требовало большого административного и финансового вовлечения вуза. Кроме того, направление РС по-прежнему оставалось неясным и нестандартным для представителей государственного образования.

Ситуация изменилась благодаря «Острову 10-22». Мы провели 91 мастер-класс по «Ресурсным состояниям». Средняя оценка участников — 8,3 из 10 (а занятия посетили почти 600 человек из разных вузов и организаций). Идеей было не только представить участникам разные приемы и практики, но и создать позитивный образ направления РС, привить интерес и вкус к телесной-эмоциональной осознанности, дать участникам понять, в чем ценность этих занятий, вдохновить их!  Нашим главным достижением мы считаем то, что удалось показать, как навыки восполнения ресурсного состояния встраиваются и в ежедневную деятельность участников в обычной жизни, и при работе над проектом во время прохождения интенсива.

Включать занятия по РС в расписание «Острова 10-22» в таком объеме было очень смелым экспериментом, попыткой внести повестку телесно-эмоциональной осознанности в когнитивный мир проектной деятельности. Эксперты чаще всего работали с неподготовленной публикой – и тем ценней её высокая, позитивная оценка занятий. Это позволило разомкнуть довольно камерное сообщество телесников и познакомить многих представителей сферы государственного образования с РС.

Еще одной задачей трека была поддержка участников «Острова», ведь их жизнь на интенсиве была очень насыщенной: 13 дней усиленной интеллектуальной работы в режиме с 7:00 до 22:00 часов. Эксперты проводили занятия таким образом, что они становились точками опоры, пространством наполнения и восстановления. В рефлексии участники отмечали, что эти мастер-классы действительно заряжают и восстанавливают. 

Благодаря успеху на «Острове 10-22», позитивной обратной связи и высоким рейтингам с августа 2019 года в рамках проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35 было запущено внедрение направления РС в вузы. В осенней волне откликнулись 10 университетов, но удалось реализовать его только четырем из них: УлГПУ, ЮФУ, МИДИС и ВятГУ.  Всего занятия посетили 208 человек, из них 184 студента — в УлГПУ, МИДИС и ВятГУ и 24 преподавателя из ЮФУ. 

Прошло 66 мероприятий со средней оценкой 9,5 из 10 баллов и более 90% обратной связи отражает ценность таких занятий для студентов. 
Занятия прошли в форматах:
● курс для преподавателей по эмбодимент-йоге в ЮФУ;
● курс по основам эмоционально-телесной осознанности в УлГПУ;
● 2 тематических практикума по РС силами вуза в ВятГУ;
● осознанная физкультура в УлГПУ и МИДИС — ежедневные занятия по выбору (во время одной или двух проектных недель), от силовых тренировок и танцев до йоги и занятий с психологом (релакс), с рамкой на эмоционально-телесную осознанность и рефлексию.

Безусловно, основным барьером для включения направления в программы вузов остается финансовая сторона. Многие университеты хотели бы запустить РС, но пока не могут себе это позволить. С другой стороны, самые активные и заинтересованные внедряют РС своими силами, и мы безусловно поддерживаем их: консультируем, как организовать и провести занятия, подобрать экспертов и необходимые материалы. 

В весенней волне интенсивов 2020 года мы также планируем продолжить вводить направление в онлайн-формате (который остается востребованным и единственно возможным из-за массового перехода на «удалёнку»). Хорошая новость в том, что наши эксперты постепенно обучились работать дистанционно в рамках сотрудничества с Университетом 20.35 и благодаря собственным проектам, поэтому качество контента не упадет, а обучение навыкам РС, возможно, станет еще более актуальным. 

К онлайн-интенсиву Университета 20.35 ещё можно присоединиться – успейте пройти диагностику до 19 апреля 23:59! Подробнее – на странице интенсивов Университета 20.35.

#ресурсные состояния, #Образования, #нейрофизиология

Эксперты

Дмитрий Мазепин

председатель совета директоров АО «ОХК «УРАЛХИМ», заместитель председателя совета директоров ПАО «Уралкалий», член Бюро Правления РСПП, руководитель рабочей группы Фуднет НТИ

Зоя Федотова

Руководитель проектов Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Владислав Широков

руководитель проекта «Центр развития сети "Точек Кипения"»

Сергей Гарбук

председатель Технического комитета 164 «Искусственный интеллект» на базе РВК

Олег Бахтияров

Лидер школы «Новые когнитивные инструменты», директор Института психонетических исследований и разработок

Виктор Кононов

генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», координатор проекта АгроНТИ

Сергей Микушев

Руководитель Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета

Михаил Свердлов

контент-директор онлайн-школы английского языка Skyeng

Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Лариса Малышева

программный директор «Точки кипения - Екатеринбург», директор МВА-Центра Уральского федерального университета

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), председатель Всероссийского педагогического собрания

Мария Галямова

руководитель Инфраструктурного центра HealthNet

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Андрей Комиссаров

директор сервиса диагностики и отбора Университета 20.35

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Александрина Клюс

руководитель Центра сетевых мероприятий АНО «Платформа НТИ»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Василиса Пешкова

руководитель проектов АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», ведущий Школы прогностического мышления

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Павел Булат

заместитель руководителя рабочей группы Аэроспейснет НТИ

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Олег Подольский

координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ»

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Алексей Чадаев

директор Института развития парламентаризма, преподаватель Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук

Вячеслав Трактовенко

основатель «Городского цифрового акселератора» CDA.vc, региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Принять участие

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.