Александра Кулясова

руководитель направления «Ресурсные состояния» Университета 20.35, эмбодимент-коуч

Все публикации эксперта

18.04.2020

Как ресурсные состояния помогают добиваться поставленных целей

В преддверии весенних интенсивов — образования, основанном на практике и командной работе — я расскажу об экспериментальном направлении «Ресурсные состояния» (сокращенно — РС), которое существует в Университете 20.35 уже 2 года. Вы узнаете, что это такое, как это направление внедряется в вузах, с какими сложностями мы столкнулись и каких успехов удалось добиться. 

Что такое ресурсные состояния?

Наш привычный день наполнен множеством занятий — от утреннего кофе до вечерней пробежки. Мы учимся, работаем, общаемся с друзьями, гуляем, отдыхаем, выполняем домашние задания — и всё это мы делаем по-разному. В одной ситуации нам необходимо сконцентрироваться, в другой — расслабить всё тело и забыть о беспокоящих вопросах. В любом деле, будет ли это подготовка отчета или же вечерний отдых, можно быть эффективным или неэффективным.

Ресурсное состояние — это физическое и эмоциональное состояние человека, при котором он может наилучшим образом выполнить стоящую перед ним задачу без ущерба для душевного и телесного самочувствия, например, избежать выгорания на работе. Один из эффективных способов прийти к ресурсному состоянию — это научиться в любой момент распознавать свои ощущения и переживания. Осознание происходящего даёт нам возможность выбора — оставаться в текущем состоянии или же изменить его на желаемое. 

Существуют практики и способы, которые помогают достигать ресурсного состояния: научиться решать прикладные задачи и добиваться поставленных целей, находясь при этом в сбалансированном эмоциональном состоянии. Занятия по РС — это обучение, помогающее развивать эмоционально-телесный интеллект участников при помощи техник телесной терапии, психологии, боевых искусств, театра, танца, медитации и других. 

274_SKVR8439.jpg

Важно то, что усвоить навыки получится только при регулярном повторении, т. е. недостаточно один раз прослушать лекцию. Войти в ресурсное состояние — это навык, который нужно тренировать ежедневно, чтобы его освоить и применять даже в стрессовых ситуациях, а не только в учебных ситуациях.

Зачем нужны занятия по ресурсным состояниям?

Управление своими эмоциями и телом — важный навык современного человека. Он пригодится везде, особенно в напряженной обстановке образовательного интенсива. В целом это направление набирает всё большие обороты по всему миру, потому что развитие эмоционально-телесного осознанности отвечает вызовам 21 века:
1) Кто я и в каком направлении хочу развиваться? Как делать выбор в обилии информации? 
Человек с развитым эмоционально-телесным интеллектом способен осознавать: что с ним происходит, куда он движется (и хочет двигаться), в каком мире хочет жить и каком сообществе находиться. Это человек, умеющий делать осознанный выбор, выстраивать свою траекторию развития и понимать, как её нужно изменить.
2) Как достичь того, чего я хочу, но не выгореть (то есть сохранить силы и желание работать или учиться)?
Осознанный человек способен не только эффективно обучаться, но и заботиться о себе, т. е. развиваться таким образом, чтобы успевать обрабатывать и использовать полезную и отсекать ненужную входящую информацию, выстраивать свой образ жизни — работу, учебу и отдых — в балансе.  
3) Как жить в мире людей с разным культурным контекстом?
Дома, на учебе или на работе нам необходима поддержка: эмоциональная, профессиональная, ресурсная (проявляться она может в участии, внимании, времени, деньгах). Однако, чтобы получить эту поддержку, не всегда достаточно «говорить на одном языке» — нередко поведение, жесты, мимика и настроение человека дают значительно больше информации, чем его слова. Навыки эмоционально-телесной осознанности помогают быть внимательным и слышать себя и людей вокруг, выстраивать доверительные и крепкие отношения. 

Как все начиналось?

Впервые направление РС возникло как одна из граней Модели человека Университета 20.35 по инициативе Ивана Ниненко и Елены Наумцевой. Модель тестировали при запуске образовательных интенсивов Нейронет #2. Она базировалась на книге «Четырехмерное образование» Ч. Фейдла, М. Бялика и Б. Триллинга и включала следующие грани: 
● знания (онлайн-курсы, офлайн-занятия, книги); 
● компетенции (способность применять знания, умения и навыки в коллективной и индивидуальной деятельности на практике);
● ресурсные состояния (развитие эмоционально-телесного интеллекта)% 
● четвертое измерение — метапознание (рефлексия, способность помыслить о себе и, в частности, своем обучении). 

meta-learning.jpg

В рамках Нейронета #2 РС еженедельно проходили в формате трехчасового мастер-класса. Участники познакомились с разными направлениями: эмбодимент (моя телесность - позы, походка, пластика и т. п.), майнфулнес (светская медитация), плейбек театр (психологический театр, разыгрывающий истории зрителей), арт-терапия и психотехники. 

Мы учились выстраивать коммуникацию с экспертами, объяснять им, что такое Университет 20.35 и с какими темами он работает. Важной задачей было ввести их в специфику новой аудитории, у которой есть живой интерес к направлению, но нет опыта и ясного понимания практик.

Основная особенность в том, что запрос на развитие телесно-эмоциональной осознанности у участников зачастую формируется именно в процессе посещения занятия, нежели заранее, до их начала, т. е. они делают выбор — прийти на занятие интуитивно, не совсем понимая, что выбирают. Эксперимент с мастер-классами оказался достаточно удачным: средняя оценка занятий студентами в этом запуске была 7 из 10 баллов. 

mSI2cD7P9DI.jpg

На волне интереса к направлению перед «Островом 10-21» было проведено одно занятие для будущих островитян и одно — на самом «Острове». Направление РС обрело большую известность и стало востребованным. 

С осени 2018 года Университет 20.35 стал проводить интенсивы уже не для команд малого и среднего бизнеса, а для вузов России. Пилотным запуском стал интенсив в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого. К сожалению, в силу высокой динамики процессов задуманное ранее не было реализовано в полной мере: для студентов НовГУ был проведен всего один мастер-класс по РС. Мы уже научились готовить экспертов к работе с неподготовленной аудиторией, понимать, что было бы наиболее ценно для нее. Студенты поставили высокие оценки мастер-классу (9,1 из 10 баллов) и жалели, что состоялось лишь одно занятие уже в финале интенсива.
 
В рамках Весеннего запуска в 2019 года не удалось внедрить направления в вузах, т. к. все университеты-участники (кроме НовГУ) проводили интенсивы впервые. Включение нашей проектной модели в программу требовало большого административного и финансового вовлечения вуза. Кроме того, направление РС по-прежнему оставалось неясным и нестандартным для представителей государственного образования.

Ситуация изменилась благодаря «Острову 10-22». Мы провели 91 мастер-класс по «Ресурсным состояниям». Средняя оценка участников — 8,3 из 10 (а занятия посетили почти 600 человек из разных вузов и организаций). Идеей было не только представить участникам разные приемы и практики, но и создать позитивный образ направления РС, привить интерес и вкус к телесной-эмоциональной осознанности, дать участникам понять, в чем ценность этих занятий, вдохновить их!  Нашим главным достижением мы считаем то, что удалось показать, как навыки восполнения ресурсного состояния встраиваются и в ежедневную деятельность участников в обычной жизни, и при работе над проектом во время прохождения интенсива.

Включать занятия по РС в расписание «Острова 10-22» в таком объеме было очень смелым экспериментом, попыткой внести повестку телесно-эмоциональной осознанности в когнитивный мир проектной деятельности. Эксперты чаще всего работали с неподготовленной публикой – и тем ценней её высокая, позитивная оценка занятий. Это позволило разомкнуть довольно камерное сообщество телесников и познакомить многих представителей сферы государственного образования с РС.

Еще одной задачей трека была поддержка участников «Острова», ведь их жизнь на интенсиве была очень насыщенной: 13 дней усиленной интеллектуальной работы в режиме с 7:00 до 22:00 часов. Эксперты проводили занятия таким образом, что они становились точками опоры, пространством наполнения и восстановления. В рефлексии участники отмечали, что эти мастер-классы действительно заряжают и восстанавливают. 

Благодаря успеху на «Острове 10-22», позитивной обратной связи и высоким рейтингам с августа 2019 года в рамках проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35 было запущено внедрение направления РС в вузы. В осенней волне откликнулись 10 университетов, но удалось реализовать его только четырем из них: УлГПУ, ЮФУ, МИДИС и ВятГУ.  Всего занятия посетили 208 человек, из них 184 студента — в УлГПУ, МИДИС и ВятГУ и 24 преподавателя из ЮФУ. 

Прошло 66 мероприятий со средней оценкой 9,5 из 10 баллов и более 90% обратной связи отражает ценность таких занятий для студентов. 
Занятия прошли в форматах:
● курс для преподавателей по эмбодимент-йоге в ЮФУ;
● курс по основам эмоционально-телесной осознанности в УлГПУ;
● 2 тематических практикума по РС силами вуза в ВятГУ;
● осознанная физкультура в УлГПУ и МИДИС — ежедневные занятия по выбору (во время одной или двух проектных недель), от силовых тренировок и танцев до йоги и занятий с психологом (релакс), с рамкой на эмоционально-телесную осознанность и рефлексию.

Безусловно, основным барьером для включения направления в программы вузов остается финансовая сторона. Многие университеты хотели бы запустить РС, но пока не могут себе это позволить. С другой стороны, самые активные и заинтересованные внедряют РС своими силами, и мы безусловно поддерживаем их: консультируем, как организовать и провести занятия, подобрать экспертов и необходимые материалы. 

В весенней волне интенсивов 2020 года мы также планируем продолжить вводить направление в онлайн-формате (который остается востребованным и единственно возможным из-за массового перехода на «удалёнку»). Хорошая новость в том, что наши эксперты постепенно обучились работать дистанционно в рамках сотрудничества с Университетом 20.35 и благодаря собственным проектам, поэтому качество контента не упадет, а обучение навыкам РС, возможно, станет еще более актуальным. 

К онлайн-интенсиву Университета 20.35 ещё можно присоединиться – успейте пройти диагностику до 19 апреля 23:59! Подробнее – на странице интенсивов Университета 20.35.

#ресурсные состояния, #нейрофизиология

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.