Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Все публикации эксперта

04.04.2019

Как существующие подходы ведомств к регулированию легких беспилотников могут помешать развитию рынка

За последние полгода значительно увеличилось количество законодательных инициатив, направленных на повышение контроля государственных органов за использованием беспилотных воздушных судов. Принятие законопроектов в неизменном виде приведет к практически полной остановке массового гражданского применения технологий гражданской беспилотной авиации. Как следствие, ослабятся и позиции компаний-разработчиков БВС на глобальных рынках.

Увеличение штрафов за нарушение правил использования воздушного пространства

В сентябре 2018 года появилось предложение комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству в разы увеличить штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства, совершение противоправных деяний на воздушном транспорте и правил безопасности эксплуатации воздушных судов. 14 февраля 2019 года в первом чтении был принят законопроект № 547297-7 по внесению изменений, в частности, в ст. 11.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ и ст. 11.5 КоАП РФ.

В случае принятия предлагаемых поправок в статью 11.4 КоАП, значительно (до 10 раз) увеличится размер штрафов за нарушение пользователями воздушного пространства Федеральных правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (нарушитель-гражданин заплатит от 20 до 50 тысяч рублей вместо нынешних двух–пяти тысяч, а должностное лицо — от 100 до 150 тысяч вместо нынешних 25–30 тысяч рублей).

Представители инфраструктурного центра AeroNet и Ассоциации «АЭРОНЕТ» в ходе профильного совещание в Правительстве заявили, что считают данный законопроект преждевременным до момента наведения порядка с разрешающим правовым полем. Ярким примером является определенный в Федеральных правилах использования воздушного пространства разрешительный порядок использования БВС в качестве хобби, авиамоделей, представляющийся явно чрезмерным и зачастую нереализуемым, что требует нормативного урегулирования, в частности – решения вопроса с выделением слоя в 150 метров для полетов малых БВС в пределах прямой видимости.

Предотвращение использования беспилотных воздушных судов (БВС) в противоправных целях

31 января 2019 года на рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части предотвращения использования БВС в противоправных целях), расширяющий сферу полномочий полиции, ФСБ, Росгвардии временно ограничивать или запрещать нахождение БВС в отдельных зонах воздушного пространства (концерты, фестивали, футбольные матчи и др.) с незамедлительным уведомлением об этом уполномоченного органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства, а также пресекать несанкционированное нахождение БВС, в том числе посредством уничтожения или повреждения таких беспилотников подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, осуществляющих управление.

Необходимость обеспечения безопасности общественных мероприятий, в том числе путем ограничения присутствия БВС в воздушном пространстве, очевидна. Однако присутствующие в законопроекте формулировки предполагают расширение перечня ведомств, имеющих самостоятельные полномочия по введению ограничений присутствия беспилотников в воздушном пространстве. Таким образом, регуляторное давление на рынок значительно усилится за счет дублирования уже существующего ведомственного функционала, установленного приказом Минтранса РФ от 27 июня 2011 года № 171 «Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений», осуществляемый Росавиацией и Госкорпорацией по организации воздушного движения.

Проблема регулирования БВС

Процедура регистрации/учета БВС в мировой практике — административная процедура уведомительного характера, в которой граждане обозначают себя, как владельцы, а также как пользователи воздушного пространства при полетах беспилотников.

В России решение вопросов определения порядка регистрации и учета БВС является отправной точкой для развития регуляторного поля использования беспилотников в области гражданской авиации. Рабочая группа AeroNet определила данную задачу как ключевую с точки зрения обеспечения присутствия РФ на глобальных рынках беспилотной авиации более четырех лет назад в ходе разработки дорожной карты рынка AeroNet. За это время конкурирующие государства существенно продвинулись в регулировании данной предметной области.

По мнению ассоциации «АЭРОНЕТ» деятельность Министерства транспорта РФ в области определения порядка учета БВС массой от 0,25 кг до 30 кг (ограничения в отношении учета которых наиболее негативно повлияют на развитие рынка беспилотной авиации) приводит к избыточному регулированию, что прямо противоречит поручению Президента Российской Федерации № ПР-369 от 27 февраля 2016 года об упрощении порядка сертификации и регистрации БВС и затрудняет развитие рынка беспилотной авиации в РФ.

Эксперты инфраструктурного центра AeroNet и ассоциации «АЭРОНЕТ» при поддержке АНО «Платформа НТИ» продолжают аргументированно отстаивать позицию о недопустимости избыточного регулирования рынка в профильных ведомствах.

#AeroNet, #АэроНет, #нормативно-правовая база

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор ntinews.ru

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.