Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Все публикации эксперта

09.04.2019

Каждому вузу — свой «миниОстров» или как Университет «20.35» готовит себя и других к главному образовательному интенсиву этого лета

Уже через три месяца стартует образовательный интенсив «Остров 10-22». Первый «Остров» прошел в прошлом году во Владивостоке и стал едва ли не самым знаковым и обсуждаемым событием в сфере образования за год. Более тысячи участников, от госуправленцев и технологических предпринимателей до талантливых школьников и студентов, прокачали свои навыки в современных технологиях, в том числе СквоТах (сквозных технологиях. — ntinews.ru), познакомились с современным школами мышления, послушали и пообщались с ведущими российскими и зарубежными учеными, предпринимателями, футурологами, собрали команды, придумали проекты и запустили их. «Остров 10-21» стал настоящим образовательным экспериментом и вызовом как для участников, так и для команды организаторов. В этом году «Остров» будет специализированным, мы сосредоточимся на формировании и подготовке университетских команд, которые в ближайшем будущем займутся цифровой трансформацией системы образования в целом и своих вузов в частности.

На «Острове» мы планируем представить цифровые сервисы Университета «20.35» в виде готовых продуктов, которые вузы смогут использовать в своей образовательной деятельности. Они касаются диагностики, формирования индивидуальных образовательных траекторий, рекомендаций и так далее. Но прежде чем показывать их на «Острове», мы решили протестировать, как они работают в вузах-потенциальных участниках нового «Острова». Когда университеты заполняли заявки на участие в интенсиве, ректоры выбирали пакет участника и опции, которые планируют внедрять в своих вузах. Среди этих опций есть и сервисы Университета «20.35».

Как устроены интенсивы

В начале марта мы предложили всем вузам, которые на тот момент подали заявки и выбрали опции Университета «20.35», провести у себя короткие образовательные интенсивы — «миниОстрова». Все это нужно было успеть до старта большого «Острова», то есть на обкатку (без учета подготовки) у нас ровно три месяца. Команды вузов должны были выбрать координаторов и пройти диагностику готовности внедрения сервисов. Конечно, немногие региональные вузы способны и готовы сразу взять и провести серьезный интенсив на несколько сотен человек, поэтому мы предложили два формата:

— внедрение сервисов в виде интенсивов по модели, которую мы успешно апробировали в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого;

— внедрение сервисов поверх образовательных процессов.

В проект попали 15 университетов. Я бы особо отметил кейс Омской области, решившей сделать у себя полноценный «мини-Остров». Координатор убедил провести совместный интенсив руководство сразу четырех вузов: Омского государственного технического университета, Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.

Расскажу немного о командах, которые проводят интенсивы. Их состав будет лишь частично пересекаться с командами, которые поедут на «Остров 10-22». Если на интенсив от вузов отправятся в основном управленцы уровня ректоров и проректоров, то интенсивами на местах займутся не только и не столько они, сколько методисты, преподаватели, специалисты IT-управлений. Таким образом, мы подготовим управленцев, которые будут инициировать процессы цифровой трансформации «сверху», и команды, которые будут эти изменения воплощать «снизу». И с большого «Острова» команды вернутся в уже подготовленную среду.

Вернемся к стартовавшим интенсивам. После того, как ректоры согласовали их проведение, мы дали вузам доступ к платформе Университета «20.35» и научили работать с ней. Вузы запустили отбор студентов с помощью наших диагностических инструментов, у многих уже есть лендинг, запущено медиапродвижение, есть договоренности с индустриальными партнерами.

В интенсивах участвуют от 50 до 100 студентов. После отбора их распределяют по проектным командам, в которых они решают реальные проблемные кейсы — инженерные, и бизнес-задачи — от индустриальных партнеров. При этом индустриальные партнеры совсем необязательно должны входить в число компаний НТИ. Более того, они могут иметь весьма отдаленные представления о Национальной технологической инициативе. И перед студентами стоит непростая задача — решить кейсы, связав их с рынками НТИ или же на основе сквозных технологий НТИ. Конечно, мы понимаем, что не все решения будут соответствовать предложенным критериям, но как ориентир или образ результата они задают определенную рамку и планку для участников интенсива.

Что для нас станет позитивным результатом обучения?

Каждый университет выбрал свой путь. Для одних важно за три месяца получить предельно конкретный и полезный результат, например, разработать техническую документацию сложного проекта. Для других — предложить такое решение проблемного кейса, которое удовлетворит индустриального партнера и которое он сможет использовать. Некоторые вузы заинтересованы в развитии стартапов и предпринимательской активности, поэтому они решили не брать конкретные задачи индустриальных партнеров, а генерировать идеи, соответствующие повестке НТИ, и отрабатывать их в формате стартапов. Конечно, к окончанию интенсива проекты будут в разной степени проработаны, но мы понимаем, что у вузов не только разные ресурсы, но и разные задачи.

Как формируется пространство образовательных возможностей?

В ходе каждого интенсива мы будем тестировать сервисы Университета «20.35» и формировать особое для каждого вуза пространство образовательных возможностей. Пара слов о том, как это работает:

1. Внутри каждого вуза, где проходит интенсив, есть человек, который набирает экспертов и онлайн-курсы из пула наших активностей и активностей наших партнеров. Также он ищет индустриальных партнеров и экспертов в регионе. Часть вузов в рамках тестирования наших сервисов «Биржа поставщиков компетенций» и «Цифровой контент» будет записывать видео очных мероприятий, которые затем в качестве вебинаров смогут выбрать участники других интенсивов.

2. Если вузы не смогут найти эксперта или онлайн-курс по какой-то теме, проектный наставник или специалисты Университета «20.35» будут добавлять соответствующие объекты в сервис «Каталог рекомендаций». Это могут быть учебники, ссылки на Youtube и т.д. Все команды, которые проводят интенсив, а также наша команда заполняют эту базу объектами, которые могут потребоваться участникам для реализации проектов.

3. Участники смогут оставлять запросы на определенные компетенции и знания. Проектные наставники и тьюторы будут фиксировать эти запросы. Приведу пример, как это работает. На интенсиве в Тамбовском государственном университете в рамках рынка AeroNet участники работают над проектами «Разработка и внедрение технологий обнаружения и определения координат очагов возгорания леса с применением беспилотных систем» и «Создание геопортала экологии Тамбовской области». Их задача – разработать алгоритм распознавания очагов пожара. Наставник рассказывает им, какие нужны инструменты и предлагает соответствующий контент. Например, курс по обработке фото-данных, полученных с беспилотников. Затем уже наши алгоритмы рекомендательной системы выгружают участнику весь контент по теме. Сейчас мы работаем в режиме ручного обучения алгоритма, чтобы в будущем всем обучающимся со схожими цифровыми профилями и описаниями проектов давать аналогичные материалы. Таким образом, мы обучаем наши цифровые системы точно и предметно рекомендовать активности.

На какой результат рассчитывает Университет «20.35»?

К началу «Острова 10-22» интенсивы во всех вузах уже завершатся, и мы сравним их с помощью специального набора метрик: насколько они эффективны, какие решения и практики оказались удачными, какие нет. Таким образом, мы сможем масштабировать этот опыт с минимальным количеством ошибок. Пять-семь успешных интенсивов, аналогичных кейсу НовГУ, о котором я уже говорил, станут для нас хорошим результатом.

Не менее важным результатом для нас станет сформированное сообщество людей, которые разделяют наши ценности и будут на местах внедрять сервисы Университета «20.35». В регионах очень остро стоит проблема кадров, которые будут осуществлять цифровую трансформацию. С помощью интенсивов мы постепенно начинаем эту проблему решать.

И, наконец, третьим результатом станет появление команд, готовых решать задачи Национальной технологической инициативы, способных создавать новые продукты и проекты. Если за три месяца студент, который помимо своей основной образовательной программы успешно пройдет наш интенсив, освоит, например, блокчейн и предложит рабочие решения на его основе, для нас он - кандидат в кадровый резерв НТИ.

#Университет "20.35", #остров 10-22

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор ntinews.ru

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.