Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Все публикации эксперта

17.09.2019

Ольга Прудковская: Первые итоги Международной проектной школы «Практики будущего»

В Челябинской области, в лагере «Еланчик» завершилась первая международная проектная школа «Практики будущего». В течение трех недель 150 школьников из 27 российских регионов и зарубежных стран проектировали новые форматы жизни, учебы и работы будущих поколений.

До финального пленара дошло 34 проекта. Их темы по итогам общения с заказчиками и экспертами участники формулировали сами. Проекты очень разные: от расчёта энергопотребления для фестиваля Rainbow Global Fest, который проходит рядом, в Сысерти под Екатеринбургом, до купольных конструкций для образовательного кластера, который в Сысерти же планирует возводить ЧТПЗ.
 
Одна из самых интересных и проработанных концепций - образовательная резиденция «Вершина». 36 участников трека поделились на группы и проработали генплан, в котором нашлось место и лаборатории естественных наук, и фаблабу, и оранжерее, и капсульным домам. Они рассчитали энергопотребление, продумали систему компостирующих туалетов и вторичного использования воды. Брендинг, сайт, мобильное приложение для резиденции тоже разработали на школе.

Для меня Международная проектная школа (МПШ) оставляет больше вопросов, чем даёт ответов. Нужно ли усиливать образовательный компонент, жертвуя проектной рамкой? Ведь не все участники школы доросли до проектирования, для многих их зона ближайшего развития лежит в области получения новых навыков. Но не стоит ли усилить соревновательность, награждая лучшие проекты? 

Я сделала несколько выводов: 
1. Да, понятно, что необходимо усиливать многоязычие. Участники МПШ из России, Латвии и Кыргызстана между собой общались по-русски, хотя часть лекций слушали на английском языке и с руководителем трека «Экопоселение» общались тоже на нем. В будущем, конечно, объем английского языка в Международной школе увеличится. Чтобы полноценно включать англоязычных участников в проектную работу, нам придётся использовать опыт других школ.

2. Каждое большое мероприятие должно вовлекать новых людей – и наставников, и экспертов, и участников. Набор наставников на МПШ был открытым, и это позволило собрать людей с нетривиальным опытом: от жителя экопоселения из Швеции до краеведа из соседней Сысерти. Конечно, впредь мы тоже будем устраивать обучение для наставников, вместе прорабатывать первые школы, обсуждать ценности.

3. Безусловно, субъектность участников будет одной из важнейших тем школы. Вместе с ролями методиста, эксперта и администратора мы начали учитывать роли, сложившиеся на «Острове» и МПШ, которые могут быть заняты участниками – от организатора бала и наставника по 3D-моделированию до секретаря совета школы.
 
4. Разумеется, идеальна ситуация, когда участники знают, что их проект – если он, конечно, действительно хорошо сделан – будет реализован.

Как бы ни было приятно читать приведенные ниже отзывы, результат проектной школы не лежит в плоскости «вы такие классные ребята» или «мы многому научились». Результат – это команда, готовая менять мир. Сейчас участники МПШ занялись кто чем: кто-то внедряет отработанную технологию в собственной школе, кто-то сотрудничает с местной «Точкой кипения» и развивает локальное Кружковое сообщество, а кто-то продолжает работу над проектом «Вершина» вместе с представителем заказчика (ЧТПЗ) – и руководителем направления. 

Отзывы участников на основе анкетирования

Ваше общее впечатление от проектной школы?
Было очень здорово на пару недель погрузиться во взрослую жизнь. Задачи трудные, что делать, не всегда понятно, ответственности много, хочется спать. Но тебя уважают и к мнению твоему прислушиваются. 
Навсегда в памяти утренние разговоры о концепции фестиваля. Каково место, откуда не хочется уходить? (…) На самом-то деле ответ прост. МПШ «Практики будущего» — вот площадка, откуда не хотелось уезжать. Почему? Это всё атмосфера. Когда рядом уникальные люди. Они поддержат, научат. Они посмотрят серьёзными глазами, а потом рассмеются. Точнее, захохочут и создадут новый мем. Потом узнают, что такое шапелуаз. Станцуют гороховый танец, не сварив гороховой каши. Опомнившись, кашу всё-таки сварят, но уже из польки-тройки. Доделают проект в 3 часа ночи. И в конце концов пожарят сосиски и сыграют на гитаре у костра. Список дел был бы бесконечен, если бы не сроки. 2,5 недели — бац, и пора уезжать. А не хочется. Мы придумали детскую зону Фестиваля Rainbow Global Fest. А дали б нам побольше времени, мы б забахали весь фестиваль.

Что было труднее всего? 

Адаптироваться и понять, что ты на родине, а не где-то во враждебной среде. 
Вливаться в атмосферу, где ты можешь говорить на равных со всеми, несмотря на их возраст (говорить с наставником и организатором как с тем, кто наравне с тобой). Но я смог приспособиться, и потом трудностей почти и не было. 
Разбираться в себе и анализировать деятельность на рефлексиях. 
Преодолеть старые школьные стереотипы и ставить самостоятельно задачи для исполнения (потому что мы привыкли, что нам всегда говорят, что делать и как нам это делать).

Чему вы научились? 

Я научилась работать в команде и делать многие вещи, которые никогда бы не сделала в обычной жизни, научилась работать в SketchUP, клеить суперклеем, пилить, научилась быстро и кратко формулировать свои мысли и не стесняться их излагать. Научилась говорить то, что на уме, научилась самоорганизовываться. 
Это был незабываемый опыт. Несмотря на то что наклонности моих знаний не совсем технические, я уже не тот, кем был раньше. Лекции, лаборатории, собрания, эксперты, корреспонденты, интервью, пленары и стенды. Я никогда не забуду. 
Когда я ехала на проектную школу, даже не представляла, как это всё будет масштабно и что наша резиденция будет построена, что найду общий язык с ребятами, что мы вообще как-то сработаемся. У нас не было деления на детей и взрослых — мы все коллеги. Но спустя 19 дней я поняла, что нет ничего невозможного. 

Какие выводы из общения с новыми людьми вы сделали?
Каждый приглашённый эксперт вселял надежду, что с нашим миром ещё можно что-то сделать.
Чтобы исправить что-то глобальное, надо начать с локального. 
Я один из тех, кто может менять будущее. И моя задача — объединиться с другими лидерами изменений, чтобы менять будущее. 
Нашу планету нужно спасать! И благодаря школе я знаю, что делать.

Что вы можете сказать о наставниках?
Наставники были лучшими, они были честны и откровенны с нами, а тут это и было нужно. 
Если мы не могли определиться с тем, что хотим делать, если нам не хватало идей, если мы просто не понимали задание и собственные желания, наставник помогала нам в этом. Она всегда была готова прийти на помощь, но не сильно вмешивалась в творческий процесс. 
Руководители фаблаба всегда помогали, подсказывали нам, объясняли, как и что, хотя у них были ещё дела. Они создали атмосферу, в которой хочется работать и помогать друг другу, это лучшие руководители, которые вообще могут быть. 
Наставник Александр помог освоить основы Arduino, научил меня паять и любить сериал Gravity Falls. 
Эти люди действительно профессионалы своего дела, и это позволяет вам полностью погрузиться в проблематику. К тому же, сами по себе очень интересные люди, те, на кого хочется равняться, кем хочется стать в своём будущем! Они реализовали свой человеческий капитал и живут насыщенной жизнью, которая позволяет им создавать вокруг себя такую нереально атмосферную среду!


#Практики будущего

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Алексей Чадаев

советник председателя Госдумы РФ, гендиректор и учредитель АЦ «Московский регион», преподаватель Университета 20.35

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Олег Подольский

директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35"

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Вячеслав Трактовенко

организатор «Форсайт-кемпа —2019», региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Александрина Клюс

руководитель программы АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) председатель Всероссийского педагогического собрания

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор Ntinews.ru

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Лариса Малышева

программный директор «Точки Кипения - Екатеринбург» , директор МВА-Центра Уральского Федерального университета

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Евгений Белянко

вице–президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.