Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета НТИ 20.35

Все публикации эксперта

10.06.2019

Почему игровые технологии в обучении так важны?

Одна из основных проблем современного образования – низкая вовлеченность. Следствием ее являются и потеря фокуса, и рассеянность внимания, и отсутствие мотивации к познавательной деятельности, и нежелание экспериментировать. Шаблонность образовательного процесса, единая система подачи образовательного содержания, рутинная форма организации взаимодействия учеников с учителями и друг с другом – вот лишь некоторые из факторов, оказывающих постоянное негативное влияние на вовлеченность. 

Можно ли хотя бы отчасти приблизиться к решению этой проблемы без переустройства всей образовательной системы? Ответом становится игропрактика. 

Игропрактику в образовании нельзя назвать инновацией – напротив, это одна из наиболее древних педагогических практик. Еще в Средние века в Европе военно-спортивные тренировки оруженосцев носили чисто игровой характер. А на другой стороне земного шара на великих равнинах индейские племена Шайенн и Черноногих устраивали соревнования юношей по ночному подкрадыванию и «уводу» лошадей из соседних племен. Все эти игровые формы готовили их к реальной жизни, помогали не только приобретать знания и оттачивать навыки, но и проживать новые состояния, приобретать опыт новых переживаний, развиваться в тех направлениях, которые сегодня принято называть soft skills. 

igry2.jpeg
 
В цифровую эпоху применение игропрактики в образовательных контекстах стало как никогда важным: помимо основных элементов обучения, именно сейчас игры могут помочь в диагностике навыков и способностей, выявлении склонностей в поведении и определении потенциала. Именно игры с их обилием данных, поступающих из игровой деятельности и игровых взаимодействий, становятся уникальным источником информации о «неявных» элементах образовательного процесса. Неудивительно, что на основе игрового поведения крупные игровые миры, такие как Dota 2, World of Warcraft и EVE Online, строят принципиально новые модели обучения и взаимодействия.

Но компьютерные игры – далеко не единственный и уж точно не самый эффективный игровой формат в образовании. Более заметных результатов педагоги добиваются, применяя так называемые игры живого действия. Это построенные на коммуникации и взаимодействии в рамках игровых правил небольшие кабинетные игровые форматы, вовлекающие в реальном времени коллективы детей: от пронизанных дедуктивной логикой миров в стиле Шерлока Холмса до выживающих с помощью смекалки и адаптивных стратегий динозавров мезозоя, от бизнесовых стартап-проектов в игровых акселераторах до создания с нуля гармоничных фантазийных миров, построенных на естественно-научных и социо-антропологических законах. Все это уже сегодня внедряется в наиболее интересных и оригинальных школах: «Юна» в Дубне, «Новая Гуманитарная Школа» в Москве, гимназия «Корифей» в Екатеринбурге. 

На платформе НИТУ МИСиС мы записываем обширный курс по игропрактике в образовании. Он будет доступен в открытом образовании уже осенью и, как мы надеемся, станет серьезным подспорьем для повышения вовлеченности и мотивации детей в деятельностном, интерактивном, глубоком образовательном процессе по всей стране.  

Еще об игровых технологиях в образовании – в видеоблоге Андрея Комиссарова.

#Образование, #Университет "20.35"

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор ntinews.ru

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.