07.10.2019

Александр Пинский: «Российские компании могут стать главными бенефициарами безэкипажного судовождения»

Безэкипажное судовождение – одно из наиболее перспективных направлений применения информационных технологий в области морского и речного транспорта. В настоящее время в России идет работа по оснащению «искусственным интеллектом» существующих судов. «Маринет» намеревается испытать технологии безэкипажного судовождения на практике в Арктике, Балтике, Черном и Азовском морях. Что предстоит сделать, чтобы Россия стала лидером в использовании автономных судов, ntinews рассказал генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Александр Пинский.

- Как эксперимент по безэкипажному судовождению изменит рынок судостроения и морских перевозок?
- Пилотный проект по автоматическому и дистанционному судовождение призван продемонстрировать на практике возможность безопасного и эффективного применения технологий автономного (безэкипажного) судовождения. По результатам пилотного использования технологий безэкипажного судовождения нужно достичь главного результата – обеспечить начало применения этих технологий в рамках существующего конвенционного регулирования, сначала в России, а затем и во всем мире.
Мы рассчитываем, что данные решения обеспечат возможность применения малоэкипажных судов, начиная с 2021 года, то есть сразу после завершения пилотного проекта. Также ожидаем изменения в регулировании отрасли, в том числе для строительства и эксплуатации полностью автономных судов по мере изменения международного конвенционного регулирования. Появление нового класса систем, существенно повышающих безопасность судоходства и сокращающих затраты судоходных компаний на экипаж будет и заметным фактором в изменении рынка цифровой навигации и судостроения в части бортовых систем. Мы рассчитываем, что российские компании-участники проекта станут не только пионерами этого изменения, но и главными бенефициарами в масштабах мирового рынка.

- При подготовке к эксперименту три компании оборудовали элементами автономной навигации свои суда. А какая работа была выполнена на берегу? 
- Для проведения пилотного проекта дополнительным оборудованием оснащаются как 4 судна, так и береговые центры управления судоходных компаний. Размещенные на берегу пульты дистанционного управления будут использоваться для отработки технологий дистанционного управления судами. Отдельно стоит отметить, что в рамках проекта отрабатывается и вариант караванного управления: когда пульт дистанционного управления установлен не на берегу, а на головном судне каравана, и управляет движением других судов в караване.

- Что будет делать экипаж во время того, как «автопилот судна» выполняет маневры?
- Во время пилотного проекта экипаж будет нести вахту и контролировать работу систем, как основных, так и экспериментальных. Методика пилотного проекта построена таким образом, что испытания новых систем не нарушают существующих требований - наоборот, во время испытаний уровень контроля со стороны человека еще больше повышается, чтобы исключить любые нештатные ситуации. В дальнейшем, когда применение систем автономного судовождения станет регулярной практикой, экипаж будет наблюдать за действиями автоматических систем, вмешиваясь в управление тогда, когда это будет предусмотрено.

- Какие именно процедуры будет выполнять автопилот: управление системами судна, изменение скорости, маневрирование?
- Уже сегодня управление техническими средствами судна, за исключением собственно навигации, весьма высоко автоматизировано. В рамках пилотного проекта мы концентрируемся именно на задачах управления движением судна: изменения курса и скорости для расхождения с объектами, маневрирования судна с учетом навигационных опасностей.

 - На каком этапе безэкипажное судовождение находится в странах лидерах (Великобритания Норвегия и.т.д)? Поможет ли этот эксперимент сократить отставание России или даже обеспечить выход на лидирующие позиции?
- Коллеги из Норвегии, Великобритании, Японии, США и Китая начали работы в этом направлении несколько лет назад. Там уже реализованы первые практические шаги, несколькими классификационными обществами разработаны первые руководства для автономных судов. В качестве лидеров стоит отметить норвежский концерн Kongsberg, безусловного лидера в этой области – особенно после поглощения им Rolls Royce Marine в этом году – и норвежское же классификационное общество DNV-GL. Мы стартовали позже, но благодаря данному масштабному и амбициозному проекту хотим первыми прийти к финишу – то есть получить коммерческие решения, которые можно будет применять в регулярной практике. Сейчас идет мировая технологическая гонка – и мы хотим стать в ней первыми. 

#Маринет, #безэкипажное судовождение

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.