29.05.2020

Андрей Лобанов: “Единственное решение для EdTech-проекта — инвестиции”

О перспективах EdTech-проектов в поствирусной экономике, барьере бюрократии и о том, почему EdTech-стартапам следует ориентироваться на глобальный рынок, а не на российский, рассказывает Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика», участник EduNet НТИ.


В начале мая стартовал форсайт НТИ по рынку EduNet. Какие основные барьеры необходимо преодолеть для развития рынка? Какие направления вы считаете приоритетными?

Мир быстро меняется, и нам всем постоянно нужно адаптироваться под эти изменения: на ходу переучиваться, приобретать новые навыки.

Есть несколько барьеров. Например, закрытость и «неповоротливость» российской образовательной системы. Сейчас новые технологии могут просочиться в какую-нибудь школу или университет только сверху через большую сертификацию, а это, понятное дело, долгий процесс, связанный с бюрократией, либо через инициативу смелого руководителя.

Еще одно препятствие кроется в отсутствии финансирования у частных образовательных проектов. На создание и развитие хорошего EdTech-продукта нужны деньги, которые зачастую неоткуда взять, поскольку у нас государственная система образования, а государство не дает таким компаниям работать напрямую с теми же школами. Получается, что единственное решение для EdTech-проекта — инвестиции.

Третья проблема — замкнутость российского образовательного рынка. Чтобы внедрить какую-то технологию и чтобы она заработала, нужно много пользователей и клиентов. Иначе вы не сможете окупить расходы. Российский рынок маленький, вам может просто не хватить аудитории, особенно если речь идет об узконаправленном продукте. Поэтому в России многие идеи не взлетают.

Так что российским проектам нужно ориентироваться на глобальный рынок.

Четвертый барьер — отсутствие компетенций. Нам пока не хватает сильных методистов, проектировщиков образовательного опыта и других специалистов, которые помогут быстро внедрять технологии в образовательные процессы и развивать рынок.

Если говорить про приоритетные направления развития, я бы назвал трансформацию школьного образования, а также программы для взрослых по изменению профессий и совершенствованию навыков.

В условиях самоизоляции образование при помощи онлайн-инструментов стало главным трендом. После завершения карантина, на ваш взгляд, тенденция сохранится и ожидается бум новых EdTech-стартапов? Расскажите, так ли все просто с обучением онлайн?

Первое, что хотелось бы сказать: онлайн-обучение — это очень классное решение в период кризиса, когда другие варианты невозможны. Вместе с тем, когда история с коронавирусом закончится, офлайн-образование не только никуда не денется, но, вероятно, будет по-прежнему занимать самую большую долю рынка. Практика показывает, что в офлайне гораздо проще эффективно выстроить обучение. У преподавателя элементарно больше инструментов, помогающих доносить информацию, вовлекать студентов в образовательный процесс, организовывать работу в командах и так далее. При этом далеко не все поставщики курсов могут позволить себе разрабатывать методический арсенал, который будет заточен специально под дистанционный формат обучения.

После кризиса у онлайн-образования и в целом у EdTech-направления будет наблюдаться бум. Но, на мой взгляд, онлайн будет использоваться в большинстве случаев как дополнение к офлайну или как решение для оптимизации стоимости обучения. Либо, например, для студентов, которые по каким-то причинам не могут воспользоваться традиционным форматом. Мы со своей стороны продолжим развивать и онлайн-, и офлайн-обучение в «Алгоритмике».

Многие люди, чье финансовое положение ухудшилось, отменяют заявки на обучение. Ваша компания уже столкнулась с подобным?

У «Алгоритмики» получилось перевести на онлайн-обучение десятки тысяч детей по всему миру, мы сохранили 90% наших учеников — и очень этим гордимся. Помимо этого, как я уже говорил выше, мы разработали новые курсы и сейчас запустили их в онлайне. Выручка от них уже превзошла потери при переходе в онлайн. Дальше будет только лучше. Поэтому для нас сейчас очень хорошее время для развития. В то же время в будущем нас ждет неопределенность, потому что из-за кризиса покупательская возможность аудитории в целом может упасть, и это может нас затронуть. Но пока мы верим, что сложившаяся история поможет нам даже нарастить бизнес.

Предоставляете ли вы какие-то бесплатные курсы сейчас и были ли у вас раньше такие предложения?

Мы разработали бесплатный продукт для школ, в рамках которого учителя могут проводить в период коронавируса уроки по компьютерной грамотности и программированию. Нам сейчас очень важно поддержать систему образования и эти курсы для школьников направлены на то, чтобы учителя информатики безболезненно перешли на онлайн-обучение.

Помимо этого, мы проводим бесплатные вебинары для учителей о том, как работать в онлайн-среде, как выстроить работу в классе между детьми, как организовать в этих условиях проектную деятельность и так далее.

Во многих школах ученики и педагоги столкнулись со сложностями: им дают наборы сайтов и материалов для скачивания, множество новых инструментов для работы в онлайне. Кто-то ведет занятия в Zoom, кому-то удобнее классический Skype, возникает некий хаос. Что, на ваш взгляд, стоит с этим делать?

Главное решение этой проблемы, конечно же, время. Когда мы переходим в новую для нас среду, нам всегда в ней поначалу некомфортно, нужен какой-то период на перестройку, адаптацию. Это касается и учителей, и школьников, и органов власти, и остальных участников. Каждому учителю в итоге подойдет свой набор инструментов, и немного освоившись, попробовав разные, он выберет те, которые будут хорошо работать в его случае. Точно так же под эти инструменты должны подстроиться ученики. Поэтому важно просто давать максимально полезный образовательный контент, обучать учителей преподавать в онлайне, а детей — учиться в новых условиях, и система сама заработает через несколько месяцев.

Может ли цифровой разрыв увеличиться еще больше, если доступ к образованию определяется доступом к новейшим технологиям?

Думаю, увеличения цифрового разрыва не произойдет, потому что сейчас главный элемент образовательного процесса — учитель, и так будет еще очень долго: в ближайшие 10-20 лет компьютер учителя точно не заменит. Хороший учитель, имеющий мотивацию и понимание, как нужно преподавать — справится со своей задачей и без технологий. Он сможет дать ребенку набор навыков и знаний, которые пригодятся ему в будущем. Технологии, как составляющая обучения, помогают, но не увеличивают в разы или кратно результаты образовательного процесса. Поэтому, если в каких-то направлениях внедрение технологий невозможно, в первую очередь нужно инвестировать в развитие учителей. И это, я уверен, тоже принесет отличный результат. Но, конечно же, хочется, чтобы технологии тоже развивались и помогали повышать качество обучения.

#EduNet, #Эдунет

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.