Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Все публикации эксперта

15.11.2019

Дарья Гриц: Как игры и сериалы помогают образованию стать эффективнее

Образование все еще сильно отстает от потребностей времени и проигрывает битву за внимание, оставаясь далеко позади соцсетей и игр. Геймификация, если представлять ее как внедрение игровых элементов в образовательный процесс, не спасает положение, а лишь приносит временный эффект. Тем не менее, значимый. В своем блоге я расскажу о подходах к внедрению геймификации и переосмыслении некоторых методик образования. 

Битва за внимание
Никто не знает детей лучше, чем их учителя. В прошлом году мы начали работу над сервисом для обучения английскому языку в школе Skyeng Education System. «Поговорить с учителями» – таким был первый пункт в списке задач. 

За год я поучаствовала в 16 конференциях, педагогических форумах, августовских чтениях по всей стране. Каждый раз я задавала аудитории один и тот же вопрос: «Какие сложности вы видите в обучении современных школьников и студентов?».

Ответы 287 учителей поражают единодушием: «детям скучно в школе», «отсутствие мотивации», «ничем не интересуются, кроме компьютера». По мнению многих педагогов, самое сложное в современном учебном заведении – мотивировать детей учиться. 

infograph.jpeg

Если не на уроки, то куда же направлено внимание школьников? В сторону таких пожирателей времени, как музыкальная социальная сеть TikTok, новое телевидение — YouTube и сверхпопулярная онлайн-игра Fortnite. Надо сказать, что поколение Z не единственный потребитель цифрового контента: в битве за внимание взрослых схожая ситуация. Полтора года назад медиа-гигант Netflix, производящий сотни сериалов и фильмов в год, назвал своим главным конкурентом (а точнее, величайшим врагом) сон. Борьба за короткие 24 часа в сутках становится все более острой.

tw.jpg
 
Как образование может выиграть в этой борьбе? Можно ли сделать обучение таким же легким для восприятия, вовлекающим и ярким, как игры и соцсети? И как это повлияет на школу, учеников и нас, учителей? 

Расцвет геймификации
Соотношение мира digital с миром образования можно рассматривать с двух сторон. Первая – это использование технологий или игровых элементов в обучении без изменения базовых процессов. То есть та самая геймификация. Вторая сторона – изменение базовых процессов в обучении на основе практик мира digital.
Остановимся подробнее на первом подходе. Его главная отличительная черта – не менять основные процессы в обучении.

Приведу примеры:

1. Учитель использует онлайн-викторину вместо обычного опроса или контрольной работы на бумаге.

 3.jpg

2. Учитель оформляет оценки учеников в рейтинг («лидерборд») – и вешает его на стену в классе.

3. Учитель поощряет детей с помощью онлайн-сервиса: рассылает детям «ачивки» (игровые значки достижений) за выполнение задания или помощь соседу по парте.

4.jpg

Все ситуации иллюстрируют первый подход: мы сохраняем оценки в качестве обратной связи по прогрессу ученика, тесты/опросы в качестве инструмента измерения образовательного результата. Неизменными остаются и роли, связи между учениками и педагогом (учитель – субъект обучения, школьник – объект).
У этого подхода есть преимущество: добавляя технологии в базовые процессы, мы ускоряемся — быстрее проводим тесты, быстрее получаем результаты. Но есть и недостатки:

1. Мы создаем искусственное разделение между образованием и «чем-то интересным». Получается, что мы, педагоги, признаем: учиться скучно! Но раз это полезно и важно, и мы должны это делать, мы скрасим эту тоску веселыми игровыми элементами. Вот что мы делаем, добавляя ачивки и лидерборды, и очевидно, что наша миссия обречена на провал.
Сахарная оболочка не делает желанной горькую таблетку: если дети будут спать весь урок и просыпаться только на время викторины, поможет ли это нам?

2. Пока мир вокруг нас движется вперед, образование остается ограниченным базовыми процессами, созданными 100-200 лет назад. Концепция системы образования, которую мы воспроизводим, не отвечает требованиям и вызовам современного мира. Единственный возможный шаг вперед для нас – это переосмысление основ образования, его сути.

От игровых элементов — к игровым механикам

5.jpg

В своей книге «Реальность под вопросом» геймдизайнер Джейн Макгонигал исследует популярные компьютерные игры и приходит к выводу: привлекательными их делает набор определенных механик:

- Значимый контекст (epic meaning). Компьютерные игры типа Halo, где люди борются с инопланетными захватчиками, подчеркнуто атмосферные: разработчики вложили силы в подбор музыкального сопровождения и визуального ряда, чтобы вызвать в игроках чувство сопричастности великому историческому событию.
- Посильная задача (doable challenge). В исследовании, описанном Макгонигал, геймеры делятся эмоциями от игры World of Warcraft (более 100 млн пользователей по всему миру со времен релиза в 2004 году). По их словам, задания-квесты в игре вызывают в них приятное чувство вызова (challenge), который точно будет им по силам. В отличие от реального мира, полного задач без очевидного решения («как найти работу по душе?», «как встретить любовь?», «в чем мое предназначение?»), игровой мир World of Warcraft дает стимул двигаться вперед и гарантирует, что ты справишься с задачей.
            
Эти и другие механики по сути своей отличаются от того, как организовано образование сегодня. Линейное движение по программе и классно-урочная система не гарантируют посильный challenge: стоит ребенку пропустить 2-3 недели в школе, и возникает вероятность никогда не догнать одноклассников по алгебре или химии.
Объем информации, который нужно сообщить учащемуся за 11 классов школы, настолько велик, что не остается места для создания контекста. Мы рассказываем детям 10-12 лет о величайших открытиях человечества как о самых очевидных вещах, не давая им задуматься о масштабе их влияния, о масштабе проблемы, которую эти открытия решили.

При этом время, проведенное за играми или в соцсетях, сопоставимо в жизни ребенка со временем в школе, а значит, диссонанс между ними будет порождать дальнейшее сравнение не в пользу учебы. Еще 10 лет назад можно было замедлить негативное подкрепление, ограничив школьнику доступ к интернету (и до сих пор есть попытки двинуться в эту сторону, например, запретить использование гаджетов в классах, глушить мобильный интернет). Но чем больше культурных барьеров преодолевает цифровизация, чем прочнее гаджеты укрепляются в нашей повседневности, тем сложнее скрыть разрыв между миром интернета и миром школы.

Переосмысляя образование
Долгое время у учителя было две основные функции: быть источником нового знания и управлять процессом обучения. В обоих случаях именно и только учитель был субъектом в процессе передачи знаний. Но ситуация меняется: информацию можно получить за секунды – нужен лишь гаджет и доступ в интернет. Управлять образовательным процессом можно с помощью платформ и LMS-систем: от Moodle до Brightspace и Minerva.
При этом к учителю возвращается исконная, самая сложная задача — быть ролевой моделью, быть коллегой-исследователем, быть вдохновением для детей на их пути к новой версии себя. Образование, которое нужно современному миру, признает субъектность ученика, учит его не только знать, но и действовать, и быть, и строить свою жизнь в сотрудничестве с другими.

В следующем блоге мы поговорим о том, как технологии помогают посмотреть на обучение по-новому и как создавать сервисы для образования будущего на примере Skyeng Education System.

#Образование

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Алексей Чадаев

советник председателя Госдумы РФ, гендиректор и учредитель АЦ «Московский регион», преподаватель Университета 20.35

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Олег Подольский

директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35"

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Вячеслав Трактовенко

организатор «Форсайт-кемпа —2019», региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Александрина Клюс

руководитель программы АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) председатель Всероссийского педагогического собрания

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Лариса Малышева

программный директор «Точки Кипения - Екатеринбург» , директор МВА-Центра Уральского Федерального университета

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Ирина Гордина-Невмержицкая

эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук

Принять участие

14-16 декабря

Конференция A!One

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.