Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Все публикации эксперта

10.12.2019

Евгений Белянко: «Как изменится транспорт после внедрения беспилотных технологий»

В 2022 году завершится правовой эксперимент по тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании «Яндекс» начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли РФ проведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента. 

Успешен ли эксперимент «Яндекса»? 
Однозначный ответ – скорее да, чем нет. Компания «Яндекс» смогла создать полноценный беспилотный автомобиль, который умеет самостоятельно принимать решения без участия водителя, в отличие от других голословных псевдоразработчиков. Безусловно, технология все еще далека от идеала. Так, например, машины «Яндекса» неоднократно нарушали ПДД и даже попадали в мелкие ДТП по вине инженера-водителя. Искусственный интеллект здесь ни при чем. Однако были причины, по которым ИИ не функционировал. Это и является основным технологическим барьером для «Яндекса», который компания сможет преодолеть в процессе испытаний, в том числе на своем закрытом полигоне и на улицах города. 

Нужно ли расширять количество регионов для тестирования автомобилей?
Правительство давно планирует расширить географию тестирования высокоавтоматизированных автомобилей до десяти регионов. Разрешенную зону с дорогами общего пользования дополнили: Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, а также Чувашская Республика и Краснодарский край. Рынок Автонет продолжает получать заявки от региональных правительств с просьбой включить их в регион тестирования. Но спешить здесь не имеет смысла.  

Законодательные инициативы Автонета уделяют особое внимание вопросам безопасности всех участников дорожного движения. Мы работаем в тесном взаимодействии с Минпромторгом и МВД. Беспилотный автомобиль проходит сертификацию ведущей российской лаборатории ФГУП «НАМИ». Однако, пока отсутствует рыночные условия, нет понимания экономических выгод беспилотного транспорта, а мечты участников рынка трудно отделить от реальности, говорить о спешке здесь нельзя. Все мы знаем, что в США беспилотные автомобили активно попадают в ДТП, в том числе со смертельным исходом. Чтобы не создавать экстремальных ситуаций, необходимо и дальше тестировать технологии, подключать новых разработчиков и постепенно расширять географию. 

Заменит ли беспилотный автомобиль профессию водителя на самом деле? 
Однозначно, нет. Домыслы международных, да уже и российских футуристов вызывают громогласный смех. Помнится, как в начале десятых годов говорили, что уже в 2020 году беспилотные автомобили будут повсеместны. И где? 2020 год наступит через три недели. Успеем? Сомневаюсь. В России более 50 млн автомобилей. Количество водителей составляет такое же число: это одна из самых массовых профессий. Даже при условии, что беспилотные автомобили будут появляться по 1000 единиц в год, потребуются десятки лет, чтобы этот вид транспорта хоть как-то повлиял на востребованность шоферских профессий: дальнобойщика, таксиста, перевозчика и т. д. 

Необходимо реально смотреть на простейшие законы экономических реалий. В начале XX века отказ от гужевых повозок стал молниеносным по причине того, что транспорт был не столь массовым, как сейчас. Можно сколько угодно показывать фотографии пробок из лошадей, но в те годы гужевой транспорт не играл столь значимой роли. Да и технология двигателя внутреннего сгорания была в разы совершенней, чем сейчас – беспилотная. Не стоит забывать, как водитель прочно интегрирован в экономику: перевозки грузов, безопасность, автомобилестроение и проч. Русский человек априори не сможет быстро отреагировать на столь революционные изменения без ущерба самому себе. 

К чему готовятся участники конкурса «Зимний город»?
Их главная цель, на мой взгляд,  –  создать совершенную технологию и выйти на рынок. Стать одним из пионеров у истоков будущего, хоть и весьма отдаленного. Мы уже сегодня прочно взаимодействуем со многими командами и учитываем их интересы в формировании законодательства. Так, НПО «Старлайн» –  на низком старте по запуску на дорогах Петербурга и Ленинградской области, Ковровская академия готова взять штурмом Владимирскую область, а разработчики МАДИ планируют наконец выехать в Москву. Другим командам еще стоит потрудиться, чтобы довести свои технологии до совершенства. Посмотрим, что они покажут на финальных соревнованиях в условиях городской зимы. 

Какова экономическая выгода беспилотных автомобилей?
Первым рынком, готовым к коммерциализации с использованием беспилотных технологий, станет рынок функционирования беспилотного транспорта на территории контролируемого доступа. Это горнодобывающие карьеры, терминалы аэропортов, подземные изыскания и т. д. В них не встретишь людей и вопрос безопасности человека минимизирован. Не требуется дополнительная инфраструктура, разработки уже сегодня отвечает всем критериям качества. Такие проекты уже реализуются в Латинской Америке, Бразилии, Европе. Экономия средств может составить более 30 процентов.

Вторым рынком коммерциализации может стать перевозка грузов с помощью платунинга (движения машин на автопилоте колонной. – Ntinews.ru). По технологическому развитию и нормативному регулированию в мире он весьма стабилен. Однако даже сегодня Volvo и Scania делают более осторожные заявления, чем 5 лет назад. Тем не менее, в среднесрочной перспективе эта технология будет внедрена. Возможно, даже в России.

На мой взгляд, будет также развиваться рынок междугородних перевозок. За счет высокой суточной выработки на транспортном средстве будет достигнут существенный экономический эффект. Роботу не нужно спать, отдыхать, он может работать круглосуточно. Также на междугородних перевозках значительно проще обеспечить безопасность за счет технического зрения, когда значительная часть времени машина находится в прямолинейном движении. В целом можно ожидать минимум 25-процентного процентного снижения стоимости междугородних перевозок. Но необходимо учитывать строительство инфраструктурных объектов для обеспечения безопасности: развивать технологии передачи данных между автомобилями и наземными объектами. Вероятность аварийных ситуаций с участием беспилотных средств будет ниже, чем для пилотируемых ТС. 

#Автонет, #беспилотный автомобиль

Эксперты

Сергей Микушев

Руководитель Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета

Михаил Свердлов

контент-директор онлайн-школы английского языка Skyeng

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Лариса Малышева

программный директор «Точки Кипения - Екатеринбург» , директор МВА-Центра Уральского Федерального университета

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) председатель Всероссийского педагогического собрания

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Александрина Клюс

руководитель Центра сетевых мероприятий АНО «Платформа НТИ»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего»

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Олег Подольский

директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35"

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Алексей Чадаев

директор Института развития парламентаризма, преподаватель Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук

Вячеслав Трактовенко

основатель «Городского цифрового акселератора» CDA.vc, региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Принять участие

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.