Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Все публикации эксперта

21.08.2019

ИИ в образовании: социально-философские аспекты

В философии образования его принято комплексно рассматривать в единстве ценностного, системного, процессуального и результативного компонентов.


Искусственный интеллект и образование как ценность

Обостренное внимание к проблеме образования как ценности возникает на фоне «культурной гомогенизации», являющейся следствием массовой цифровизации, использования интернета, распространения унифицированных стандартов и квалификаций в образовании (в том числе наднациональных и трансграничных). Онлайн-платформы отвечают стремлениям государств и участников рынка образования найти эффективный инструмент конкурентной борьбы на международном уровне. 


Противоречие между локальным и глобальным в образовании базируется на ценностных различиях и сходствах. Именно цифровая среда становится средой формирования, трансляции и реализации ценностных установок. Это актуализирует запрос на мониторирование ценностных матриц на протяжении жизни, вклада образования в складывание ценностных систем и их трансформацию. На фоне общего роста значимости реальных и виртуальных сообществ во всех сферах жизни общества ИИ с фиксацией ценностных общностей серьезно трансформирует социальные отношения, политическую сферу. Без социально-философской оценки таких перспектив с позиции ценностей достаточно опасно массовое использование систем искусственного интеллекта.  


Национальные образовательные системы оказываются перед острой необходимостью выявить и затем поддержать юные таланты в национальном масштабе. Один из векторов анализа больших данных для образовательных целей — анализ наследуемости интеллекта и способностей. Вместе с использованием цифровых портфолио это откроет перспективы как для эффективного управления ресурсами системы образования, так и для возможной социальной стратификации по выявленным основаниям, стигматизации определенных групп и членов общества, медикализации и генетизации многих социальных процессов.


Использование систем ИИ в образовании соответствует ценностной установке на персонализацию образования. Персональные учебники с искусственным интеллектом получили в литературе название «алмазный букварь» (по книге американского писателя фантаста, отца киберпанка Нила Стивенсона «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»). Алмазные буквари, как адаптивные системы, анализируют процесс учебы по множественным параметрам, учитывают индивидуальные особенности и предлагают инструменты поддержки, контроля и оценивания. 


Целевая установка использования таких систем в образовании — обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся, позволяя достичь приемлемых образовательных результатов для одних и углубленное и ускоренное образование для других. Но не станут ли для ИИ эти особенности «стеклянными потолками», финализирующими результаты образования по, пусть и сложным, но внешним для системы образования критериям? 


В образовании при использовании искусственного интеллекта провозглашается, что в центре адаптивного обучения – сам обучающийся, его способности и решения о том, что, в какой последовательности и с какой глубиной изучать. Эта установка очень остро ставит вопрос о том, сможет ли система образования хотя бы частично сглаживать неравенство или станет фактором закрепления и воспроизведения социального неравенства?


Кейс

В 2014 году в Великобритании группой авторитетных ученых было показано, что различия между детьми в образовательных достижениях являются весьма наследуемыми с ранних школьных лет до окончания обязательного образования в возрасте 16 лет, когда британские студенты оцениваются по всей стране с помощью стандартных тестов достижений (общий сертификат среднего образования GCSE). 


Генетические исследования показали, что интеллект вносит значительный вклад в наследуемость образовательных достижений. Однако было показано, что особенности личности и психопатологии также имеют влияние на оценки GCSE за пределами того, что предсказано интеллектом. Вместе с ним на эти особенности приходится 75% наследуемости оценок GCSE. Эти результаты подчеркивают важность генетики в образовательных достижениях и ее коррелятах. Результаты также поддерживают тенденцию в образовании к персонализированному обучению. Те же большие данные исследований могут помочь понять, как окружающая среда может изменить образовательные достижения. 

 

Искусственный интеллект и образование как система 

В цифровую эпоху система образования и ее отдельные элементы развиваются по траекториям децентрализации и гибкости (отказ от жестких стандартов, перечня профессий как основания определения направлений подготовки в высшем образовании, деление на уровни — бакалавриат, магистратура, аспирантура — в пользу модульных и краткосрочных программ, тренингов). По мере дальнейшего слияния онлайн- и офлайн-среды и развития технологий дополненной и виртуальной реальности физическое нахождение человека на территории какого-либо институционально оформленного элемента системы образования станет необязательным. 

Кейс

5cd6b285a3104842e4ad034c.jpeg


Для системы образования современного Китая в качестве трендов на 2018-2022 год обозначены: стриминговые интегрированные онлайн-услуги;  цифровые учебные материалы; мобильная перестройка сценариев обучения, практики, тестирования, управление всеми аспектами развития образовательной организации на базе ИИ, повышение интерактивного и социального аспекта обучения; десихронизация технологических и образовательных изменений, многомерность традиционного и инновационного образования. 


Искусственный интеллект и образование как процесс 

Цифровое образование начиналось с Learning Management System как способа поддержки традиционных образовательных курсов, совместной сборки офлайн- и медиаформатов обучения. Открытые образовательные ресурсы призваны удовлетворить массовый спрос на образование в течение всей жизни, соответствуют стремлению людей обучаться по индивидуальным учебным планам и получить недорогое образование при постоянном росте цен на формальное образование. 


Сегодня образовательный контент сегментирован на две категории: Micro Learning («Мне нужен конкретный ответ прямо сейчас») и Macro Learning («Я хочу узнать что-то новое»).  Перспектива за системами Spaced Learning - обучением, где между блоками знаний есть время для обсуждения в сообществе, применения обретенных компетенций, повторения и углубления пройденного, что соответствует возрастанию роли коммуникаций в социуме и высокой скорости изменения научных знаний и социальных взаимодействий. 

VR-технологии, дополненные искусственным интеллектом, будут менять параметры виртуального пространства в зависимости от действий пользователей, что позволит отрабатывать навыки применения знаний. Инструменты обучения VR и AR применимы для обучения работе со слишком сложными, опасными и дорогими системами и процессами.

Кейс 

Система под названием Fear Not создает виртуальные миры с персонажами, с которыми дети могли бы эмоционально взаимодействовать. Цель – вызвать у них сопереживание, опробовать способы помощи жертвам издевательств в виртуальном мире (для присвоения лучших способов борьбы с издевательствами).


Процесс образования испытывает влияние доминирования игры как формата межличностного взаимодействия. Геймификация образования на базе ИИ будет затрагивать длинные циклы, осуществляя подстройку под уровень играющего-обучающегося.  Посредством эдьютейнмента (edutainment – процесс сращивания обучения и развлечения) искусственный интеллект продолжит разрушать грань между образованием и досугом, трудом и игрой, расширит образовательную среду за счет технологий виртуальной и дополненной реальности. Социальные последствия этого для социальной статики и динамики еще предстоит осмыслить, но очевидно, что они неоднозначны.


За счет ИИ дальнейшей трансформации подвергнутся отношения между ключевыми субъектами образования – теми, кто учит, и теми, кто учится. Влияние на конкретного обучающегося индивидуальности педагога уже уменьшилось и будет уменьшаться в будущем, фактически основным субъектом образовательного процесса станет организатор образования. Следует ожидать развития виртуальных тьюторов, чат-ботов — интеллектуальных помощников и менторских сетей «наставников второго эшелона». Предельно важно при этом сохранить роль педагога в транслировании собственно «человеческого в человеке», при изменении социального статуса педагога и коррекции программ обучения по педагогическим направлениям. 


Повышению качества процесса образования могут способствовать направляющие и консультативные функции ИИ, подсказывая оптимальные персонализированные тактики обучения путем анализа соотношения методик и прогресса ученика по разным критериям качества образования, оценивая мотивацию и эмоциональное состояние ученика. Подобные функции внедряются в систему Smart Sparrow, где можно отслеживать прогресс каждого ученика.


Однако постоянное наблюдение за образовательной коммуникацией может стать фактором демотивации и для учащихся, и для педагогов, основанием для применения социальных санкций и ограничений, их законодательного закрепления и общественного одобрения.  Однако вряд ли стоит ожидать однозначной социальной поддержки таких мер. 


Кейс

Продукт Proctoredu способен отслеживать поведение одновременно множества сдающих: нет ли «лишних» людей в кадре, нет ли «лишних» голосов в помещении, как часто сдающий отводит взгляд от монитора, не пытается ли сменить вкладку в браузере. Все эти действия фиксируются как нарушения. В особых случаях система дает сигнал человеку-проктору обратить внимание на того или иного сдающего. 


ИИ для каждого человека станет средством сопровождения образования в течение всей жизни, ориентированным на продление ее качества. По данным опроса PwС, 58% менеджеров и технологических экспертов уверены, что к 2022 году искусственный интеллект сможет заменить личного репетитора.


ИИ и воспитание 

Нельзя забывать о том, что образование – это единство обучения и воспитания. Можно предположить возрастание контролирующей функции искусственного интеллекта. Но насколько контроль со стороны ИИ соответствует воспитательным приемам и целям? каковы должны быть эти цели в мире VUCA? Вопросы открытые. 

Кейс

Bark, приложение для отслеживания телефона родительского контроля, «отсматривает» основные платформы обмена сообщениями и социальных сетей, электронными письма, YouTube и др., чтобы искать признаки киберзапугивания, депрессии, суицидальных мыслей и секстинга на телефоне ребенка. Поэтому занятые родители могут сэкономить время и обрести спокойствие.


Искусственный интеллект и образование как результат

Образование есть фиксация достижений. На смену диплому приходят цифровые паспорта достижений, которые в автоматическом режиме на протяжении жизни будут пополняться новыми записями. Фиксироваться будут как hard skills (знания, результаты использования знаний), так и soft skills (личностные навыки).


Навыки soft skills (по материалам отчета «Трудовые навыки будущего 2020»): 

• понимание смысла; 

• понимание окружающих; 

• гибкое мышление; 

• навыки общения с представителями разных культур; 

• способность абстрактного мышления;

• способность критического оценивания; 

• применение междисциплинарного подхода к пониманию сущностей; 

• способность достижения поставленных целей; 

• способность выделять главную информацию; 

• навыки виртуальной коллаборации. 


Системы в автоматическом режиме, анализируя поведение в ходе образовательного процесса, создают цифровой след как товар для рынка. Причем он может быть как индивидуальным, так и коллективным. На изменение процедур оценивания образовательных результатов (от экзаменов к практическим командным проектам) повлияет востребованность мета-компетенцией командного взаимодействия как доминирующей формы социальной жизни, а, следовательно, и образования.  


Автоматизация рутинного интеллектуального труда, освобождение времени могут сделать значимые ориентиры современного образования (например, компетенции в области знания иностранных языков или конкретных профессий) ненужными. На Всемирном экономическом форуме в Давосе израильский ученый Юваль Ной Харари, историк-медиевист,  автор бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня», указал, что «сейчас люди сталкиваются с более страшным понятием, чем эксплуатация, – со своей ненужностью. Когда тебя эксплуатируют, ты по меньшей мере знаешь, что ты важен, что больше некому работать».  ИИ в образовании должен быть направлен на актуализацию навыков саморазвития, развитие компетенций самозанятости и гибкой адаптации к разным жизненным контекстам и окружению, способствовать выработке компетенции коллективной, в том числе кросс-культурной работы в проектах.


Последствия применения ИИ в образовании

Развитие системы образования с применением искусственного интеллекта требует серьезного социально-гуманитарного экспертного сопровождения. Образование, функционируя в условиях отсутствия общественно одобренного ориентира развития (с оговоркой, что в мире VUCA само существование такого ориентира проблематично), вынуждено создавать образ будущего внутри себя. Ценностные компоненты этого образа во многом определяют направления и оценки использования ИИ в образовании.


Искусственный интеллект может стать фактором улучшения функционирования системы образования через использование в управлении системой образования больших данных. Однако система образования, ориентированная на децентрализацию и гибкость, рискует утратить функцию социального лифта, если использование ИИ будет лишь подстраивать образование под стартовые условия (уровень интеллекта, особенности мотивации, социальные среды), вводя явные или скрытые ограничения для социальной мобильности. 


Цифровая фиксация результатов образования - это одновременно величайшая возможность и источник серьезных социальных рисков и угроз. В соответствии с трендом персонификации процессов и результатов образования посредством ИИ осуществится переход от управления знаниями к формированию soft skills и далее - к управлению ресурсными психофизическими состояниями. Медикобиологические и нейрофизиологические знания о собственной телесности, нарастающие в связи с развитием 4П-медицины на базе искусственного интеллекта, породят социально-философские проблемы, часть из которых является общими для медицины и образования. 


Образовательный процесс, измененный ИИ и нейротехнологиями, потребует ценностного обоснования и определения формализованных границ психологического влияния на субъекты образования. Быстрого решения требует задача сохранения конфиденциальности данных и определение режимов доступа к ним, целей их использования, а также проблема ответственности за ошибки искусственного интеллекта. В образовании проблема сохранения ориентации на человеческое достоинство как высшую ценность связана с необходимостью избегать образовательной дискриминации, а искусственный интеллект обучается различным формам поведения, включая сексизм, расизм, буллинг и так далее. В образовании, как и в здравоохранении, применение ИИ обострит проблему справедливости доступа к общественным благам.

#Образование, #искусственный интеллект

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Алексей Чадаев

советник председателя Госдумы РФ, гендиректор и учредитель АЦ «Московский регион», преподаватель Университета 20.35

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Олег Подольский

директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35"

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Вячеслав Трактовенко

организатор «Форсайт-кемпа —2019», региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Александрина Клюс

руководитель программы АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Сергей Салкуцан

и.о. директора Института передовых производственных технологий СПбПУ

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) председатель Всероссийского педагогического собрания

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор Ntinews.ru

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Лариса Малышева

программный директор «Точки Кипения - Екатеринбург» , директор МВА-Центра Уральского Федерального университета

Принять участие

22-25 октября

OpenBio-2019

27 октября

MoscowTechnicalCup

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.