Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Все публикации эксперта

02.06.2019

Образовательный сеттинг как будущее университета

Если спросить выпускников хороших университетов (а я это сделал) о том, какие события во время обучения они запомнили как «образовательные», повлиявшие на их становление как профессионала и личности, то среди таких событий окажутся блестящие лекции, остроумно организованные семинарские занятия, жесткие мобилизующие экзамены. 

Но чаще будут звучать воспоминания о событиях другого – неформального – типа: полуночное чаепитие с научным руководителем, организованный им же кружок, споры в курилке о философии и математике, факультетский студенческий клуб и даже затяжной конфликт с ведущим семинарских занятий, заставивший мобилизоваться, глубже понять и предмет, и себя.


Университет – это пространство образовательных событий, которые неизбежно происходят с человеком, оказавшимся в этом пространстве. Такое пространство проще всего организовать через административные инструменты: учебный план – расписание – сессия. Но эти инструменты придуманы в индустриальной образовательной парадигме, ориентированы на построение типовой траектории студента и не поддерживают индивидуализацию образования. Скажу даже смелее: описанные выше неформальные образовательные практики существуют в университетах до тех пор, пока (по разным причинам) остаются вне поля внимания и контроля административных механизмов.

Здесь мне в голову приходит образ Нарнии Льюиса: по замыслу и реализации – это образовательное пространство, в котором нет расписания, но есть логичный мир, сеттинг, попадая в который ты неизбежно оказываешься участником образовательных событий – и в которых ты формируешься как человек и учишься новому. И в реальной образовательной практике появляется все больше примеров построенных таким образом образовательных пространств: мировое движение фаблабов, Школа 21 (и ее предтеча – французская Ecole 42), российские/советские летние школы (система «Лифта в будущее», Нанограды, Красноярская Летняя Школа и др.). В этот же ряд я смело включаю сеть «точек кипения» – кто скажет, что с ним в «точках» не происходят образовательные события? – и даже не-физические пространства, наподобие форума habrahabr.

И здесь я позволю себе алармистское суждение: неформальные образовательные практики под угрозой, и вот почему. Управление образованием на основе данных, которое становится все более реальным благодаря нашим общим усилиям, делает университет прозрачным, видимым для административных инструментов. Но методология управления образовательными пространствами отстает, она все еще индустриальная. У нас нет управленческого языка для описания ценности не только «доброй хозяюшки» в фаблабе, или фриковатого лидера студенческого кружка – но даже университетской «точки кипения».

Поэтому на «Острове 10-22», где соберутся управленческие команды лучших российских университетов, мы проводим лабораторию, посвященную методологии университета как образовательного сеттинга, со сложной структурой ролей и социальных связей, поощряющего индивидуальный образовательный опыт и индивидуальные траектории студентов.

Мы разберем кейсы уже существующих образовательных пространств, например: Британская школа дизайна, точка кипения «СПб» и экосистема Ленполиграфмаша, Школа 21, фаблабы Московского и Питерского политехов, иммерсивный театр, киберкоммуны, летние школы, фестиваль «Архстояние».

Мы соберем пакет методологических решений из области социологии (точнее, социальной топологии), культурологии (в духе Проппа и его морфологии волшебной сказки), игротехники и социотехники.

Мы неизбежно поспорим о том, что такое образование вообще и «образовательное» как свойство пространств и событий.
И мы разработаем прототипы конкретных образовательных пространств в наших университетах. Встретимся на Острове в лаборатории «Морфология образовательного пространства: университет как сеттинг»

#Остров 10-22, #Образование

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор ntinews.ru

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.