Павел Булат

заместитель руководителя рабочей группы Аэроспейснет НТИ

Все публикации эксперта

10.04.2020

«Три по пятьсот»: когда взлетит аэротакси

500 кг груза со скоростью 500 км/ч на дальность 500 км – и все параметры будут применимы к аэротакси. Сегодня прорабатывается концепция нового транспортного средства, которая нацелена на наиболее экономичное решение проблемы транспортной доступности в пределах городских агломераций и связности территорий в районах со слаборазвитой дорожной сетью.

Как известно, наиболее комфортное время, которое человек готов проводить в дороге, не превышает два часа. Это свойство человеческого организма на протяжении сотен лет определяло темпы развития цивилизации. Увеличение скорости передвижения по мере совершенствования транспортных средств еще в средние века постепенно делало доступными для ежедневных контактов все большее количество населенных пунктов, что вело к интенсификации культурных и экономических обменов, получивших в экономике название связности территорий. 

Сегодняшняя ситуация с транспортной связностью страны и транспортной доступностью в пределах городов и крупных городских агломераций требует принятия в России немедленных мер. Пропускная способность наземной транспортной сети в большинстве городов-миллионников и крупных областей полностью исчерпана. Создание новой региональной железнодорожной сети требует колоссальных капитальных вложений. Сеть региональных аэродромов существенно сократилась за последние 30 лет. По числу взлетно-посадочных полос на единицу населения Россия в десятки раз уступает большинству развитых стран, а по отношению к территории страны — в сотни. По этому параметру наша страна находится на уровне некоторых африканских стран. 

Наименее затратным способом улучшить транспортную связанность страны, который не потребует строительства дополнительных дорог и аэропортов, могло бы стать транспортное средство нового класса — аэротакси, объединяющее свойства самолета, вертолета и автомобиля.

В рамках «дорожной карты» рынка Аэронет Национальной технологической инициативы рабочей группой прорабатывается технический облик беспилотного или опционально пилотируемого безаэродромного транспортного летательного аппарата (аэротакси), известного под рабочим названием «Три по пятьсот». 

taxi.jpg

Ключевая особенность концепции — существенное снижение стоимости владения и упрощение эксплуатационного и технического обслуживания, которое больше должно походить на обслуживание премиального автомобиля, а не персонального самолета или вертолета. Сейчас существует вертолетное такси, однако регулярно пользоваться им могут только весьма состоятельные  люди, которые способны заплатить за один перелет около 20 тыс. рублей. Кроме того, вертолет — весьма шумный вид транспорта. Аэротакси должно в корне изменить эту ситуацию, поскольку стоимость поездки на нем будет сравнима с ценой билета на поезд, следующий в тот же пункт назначения.

И названные преимущества касаются не только пассажирских перевозок, но и перспективной грузовой логистики, для которой также можно приспособить разработку. Но, как показало изучение мирового опыта, в первую очередь прорабатывается вариант перевозки именно пассажиров внутри крупных городских агломераций и только потом — грузов. Внедрение новой техники на междугородних перевозках должно начаться с тех направлений, движение по которым отнимает слишком много времени при использовании привычного транспорта. В частности, с помощью аэротакси можно будет всего за полтора часа попасть из Ставрополя в Севастополь, тогда как на автомобиле этот путь занимает около 11 часов. 

Естественно, внедрение нового транспортного средства потребует создания соответствующей инфраструктуры: аэромобильных заправочных комплексов и станций технического обслуживания, подобных автомобильным. Для грузовых вариантов аэротакси должны быть созданы автоматизированные и роботизированные грузовые терминалы. Для эксплуатации в труднодоступных районах на борту должна быть развитая экспертная система с элементами искусственного интеллекта, отвечающая за выбор площадки для посадки.

Одним из основных аргументов применения беспилотного варианта аэротакси является более высокая безопасность полетов, т. к. самые опасные их участки — взлет и посадка, будут полностью автоматизированы. Высокая маневренность, автоматические системы стабилизации и обеспечения устойчивости в условиях сильного ветра, стойкость к обледенению — это задачи, которые предстоит решить для абсолютно безопасного применения в сложных климатических и погодных условиях, в том числе, в условиях Арктики, Дальнего Востока, при эксплуатации над акваториями морей. Причем беспилотное аэротакси сможет осуществлять движение в сложных погодных условиях, садиться при сильном ветре и в ограниченном пространстве, при необходимости, даже на палубу корабля. А для полетов над городом выдвигаются требования снижения шума до уровня не выше, чем у коммерческих автомобилей.

В СевГУ создана проблемная лаборатория, которая в ближайшие несколько лет будет изучать фундаментальные вопросы динамики полета вертикально взлетающих и садящихся беспилотных летательных аппаратов с новыми аэродинамическими формами.

Жесткие и противоречивые эксплуатационные требования приводят к весьма необычным техническим обликам, которые изучаются специалистами в рамках разработки концепции аэротакси. 
Например, в одном из вариантов, которые прорабатываются в рамках недавно созданной в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ) «ВОЕНМЕХ» лаборатории беспилотных аэрокосмических систем, аэротакси оснащено газотурбинным двигателем, работающим на синхронный генератор, который через батарею суперконденсаторов питает несколько электродвигателей.
 
Силовая электроника выполняется не из традиционного кремния, а из карбида кремния, который не требует охлаждения и позволяет создавать существенно более компактные и легкие силовые приборы. Двигатели приводят во вращение подъемные и маршевые вентиляторы, полностью убранные внутрь объемного фюзеляжа, который выполняет еще и функции крыла. Управление осуществляется струйными рулями и за счет управления вектором тяги. Снаружи аэротакси почти не имеет движущихся частей. Расчетные исследования показывают, что аппарат должен будет обладать достаточной маневренностью и надежной управляемостью для безопасной эксплуатации в условиях сильного ветра. 

Коснутся инновации и материалов корпуса. В этом качестве инженеры рассматривают не только ставшие уже привычными стеклопластики и углеродные композиты, но и, например, новейший сплав алюминия со скандием, который позволяет создавать сварные конструкции. Сплав был разработан еще в 80-е годы ХХ века во Всесоюзном институте легких сплавов, а несколько лет назад существенно доработан в сторону удешевления его производства. Предварительные расчеты позволяют надеяться, что полностью сварная конструкция фюзеляжа аэротакси из этого сплава будет как минимум в 4-6 раз дешевле углепластикового корпуса при сопоставимом весе. 

Для удешевления разработки в проекте планируется широко использовать концепцию цифровых полигонов, стендов имитационного полунатурного моделирования и виртуальных испытаний. Все компоненты будущего изделия сначала будут отработаны и оптимизированы на этапе создания цифровых двойников и только потом пройдут натурные стендовые испытания. Как стало известно, к 2025 году будут представлены действующие летные демонстраторы технологий, которые окажутся наиболее перспективными.  

Прежде чем начать эксплуатацию такого необычного транспорта, как беспилотное аэротакси, необходимо будет разработать соответствующую новую нормативную базу, регламентирующую его проектирование, испытания, производство и сертификацию. В целом представители рабочей группы Аэронет оптимистично оценивают возможность принятия соответствующих документов, поскольку ранее рабочая группа «Аэронет» по совершенствованию законодательства совместно с Ассоциацией эксплуатантов беспилотных авиационных систем и Минтрансом уже разработало в достаточно короткий срок порядок применения малых дронов весом до 30 кг. Изучение зарубежной нормотворческой практики позволяет надеяться на снятие ограничений на применение беспилотного авиационного транспорта для перевозки пассажиров ориентировочно к 2025-2027 г. 

#Аэронет, #аэротакси

Эксперты

Дмитрий Мазепин

председатель совета директоров АО «ОХК «УРАЛХИМ», заместитель председателя совета директоров ПАО «Уралкалий», член Бюро Правления РСПП, руководитель рабочей группы Фуднет НТИ

Александра Кулясова

руководитель направления «Ресурсные состояния» Университета 20.35, эмбодимент-коуч

Зоя Федотова

Руководитель проектов Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Владислав Широков

руководитель проекта «Центр развития сети "Точек Кипения"»

Сергей Гарбук

председатель Технического комитета 164 «Искусственный интеллект» на базе РВК

Олег Бахтияров

Лидер школы «Новые когнитивные инструменты», директор Института психонетических исследований и разработок

Виктор Кононов

генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», координатор проекта АгроНТИ

Сергей Микушев

Руководитель Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета

Михаил Свердлов

контент-директор онлайн-школы английского языка Skyeng

Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Дарья Гриц

директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng

Павел Гудков

заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Кураторы «Точек кипения»

«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35

Михаил Чистяков

Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета

Тарас Пустовой

технический директор Университета 20.35

Денис Коричин

Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»

Николай Косвинцев

общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края

Александр Ларьяновский

управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

Иван Тетерин

программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)

Николай Живаев

директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ

Лариса Малышева

программный директор «Точки кипения - Екатеринбург», директор МВА-Центра Уральского федерального университета

Виктор Достов

руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов

Брехач Родион

управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), председатель Всероссийского педагогического собрания

Мария Галямова

руководитель Инфраструктурного центра HealthNet

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации "Развитие"» Белгородской области

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Андрей Комиссаров

директор сервиса диагностики и отбора Университета 20.35

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Александрина Клюс

руководитель Центра сетевых мероприятий АНО «Платформа НТИ»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Василиса Пешкова

руководитель проектов АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», ведущий Школы прогностического мышления

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Сергей Салкуцан

программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Ольга Такшаитова

руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Олег Подольский

координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ»

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Алексей Чадаев

директор Института развития парламентаризма, преподаватель Университета 20.35

Ирина Гордина-Невмержицкая

эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук

Вячеслав Трактовенко

основатель «Городского цифрового акселератора» CDA.vc, региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Принять участие

8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года

Искусственный интеллект в медицине

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.