Андрей Комиссаров

руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета НТИ 20.35

Все публикации эксперта

22.07.2019

Зачем на «Острове» собирали цифровой след

«Остров 10-22» подходит к концу, а значит настало время подвести итоги, в том числе, и по сбору цифрового следа. И рассказать наконец, зачем же все это было нужно.

За время «Острова» на 82 Клубах мышления, 239 Лабораторных модулях и 231 мастер-классе 1500 участников загрузили около 40 000 файловых артефактов (чуть более 1 Гб), подтверждающих образовательный опыт, и около 20 000 рефлексий.

Здесь и далее все иллюстрации кликабельные

komis1.jpg

Было проанализировано и размечено более 15 мг текстовых логов коммуникационных каналов. Все это наша команда из 25 человек (включая 5 волонтеров) осуществляла в реальном времени, помогая участникам учиться правильной подготовке, загрузке и использованию следа, знакомя их с основами digital culture. 

komis2.jpg

В предпоследний день «Острова»  в общем количестве собранного цифрового следа грамотный след (то, что реально подтверждает образовательный опыт) наконец-то перевалил за 50%. С учетом того, что изначально никто не погружал участников в культуру работы с цифровым следом и этот опыт стал для них абсолютно новым, это, на мой взгляд очень неплохой результат. 

komis3.jpg

А теперь самое интересное. Ответ на вопрос: Зачем?!  

1) В образовательном процессе есть принципиальная разница между обучением (teaching) и научением (learning). То, что преподаватель хочет дать (и то, что, по его мнению, учащиеся могут и должны усвоить) VS то, что они реально усваивают и понимают. 

Причем речь идет не о «знаниях» (или присвоенной информации для активного использования или пассивного хранения), а о «понимании» (отрефлексированном встраивании в общую смысловую структуру, построении связей с другими тематическими областями) и о практическом овладении инструментами необходимыми для перехода в деятельность.  

Только собрав реальный цифровой след образовательной деятельности, проанализировав рефлексию и каналы коммуникаций, составив онто-семантические ядра этих коммуникаций, мы можем увидеть, как же обстоят дела на самом деле. Что и как усваивают участники интенсива? Какие компетенции воспринимаются лучше всего? В какой деятельности, в каких сочетаниях действительно происходит эффективное научение? Без сбора цифрового следа наглядная картина, (подтвержденная данными, а не субъективным мнением экспертов) не может быть составлена.

komis5.jpg

2) Обучение не может быть «одинаковым для всех» именно по той причине, которую мы обсудили выше. Прежде всего, оно должно быть направлено на переход в конкретную деятельность (вакансию, специализацию и т.п.), а позиция в этой деятельности будет определяться личными качествами и поведенческими особенностями человека.  
Именно цифровой след покажет нам какие трудности возникают у участников и связано ли это с их личными качествами и мотивациями (эти данные мы также собираем в процессе диагностики). Какие форматы больше подходят конкретному человеку, станет ли более эффективным групповое или наоборот индивидуальное обучение мы поймем, проанализировав цифровой след. Только так можно действительно настроить человеко-центричную индивидуализацию, а не просто вариативное обучение. 

3) А теперь предположим на минуту, что в вузах еще нет специалистов готовых разобрать и проанализировать весь материал, описанный выше. Тем более, если все документы, в которых он зафиксирован, носят исключительно аналоговый характер. И в этой скучной и убогой реальности никто просто не тратит время на такие глупости, как анализ реального «научения» или построение индивидуализированных образовательных путей. 
Вместо этого используются стандартные, годами проверенные программы (причем мы говорим тут не о фундаментальных науках, а о таких сферах, как например IT и менеджмент). Как сможет такая система образования обеспечить развитие государства и технологический прорыв? Возможно кто-то и помог бы, собрав и проанализировав эти данные, выстроив методики и предложив платформы, но где взять данные, если никто их просто не собирает? 

Сбор цифрового следа требует новой культуры организации образовательно процесса, новых протоколов взаимодействия и нового уровня участия самих обучающихся в изменении образовательного процесса. Именно это мы и хотели показать на «Острове 10-22», погружая «островитян» в процесс сбора цифрового следа, работы с рефлексиями, знакомя их с анализом данных и образовательным дата-инжинирингом. 
А что получилось у нас на самом деле – увидим к концу года по тем результатам, которые продемонстрируют университеты-участники интенсива.

#Остров 10-22, #цифровой след

Эксперты

Дмитрий Холкин

директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда "ЦСР" Северо-Запад

Василий Третьяков

генеральный директор АНО "Университет 20.35"

Дмитрий Песков

специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Алексей Боровков

соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ

Александр Крылатов

координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге

Андрей Силинг

исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»

Дмитрий Земцов

проректор по развитию ДВФУ, руководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Сергей Жуков

соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ

Кирилл Игнатьев

председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35

Руслан Карманный

руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик

Екатерина Морозова

директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35

Андрей Иващенко

соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН

Ирина Гордина-Невмержицкая

директор «Информбюро 20.35», главный редактор ntinews.ru

Владимир Статут

генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»

Александр Повалко

генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

Марина Ракова

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Александр Пинский

генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»

Ксения Андреева

директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»

Наталья Кульбятская

директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Анатолий Семенов

ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»

Юлия Гудач

директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»

Елена Брызгалина

завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35

Олег Гранстрем

директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Игорь Чаусов

Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ

Роман Усатов-Ширяев

генеральный директор группы компаний Robotikum

Николай Ютанов

руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего»

Дмитрий Судаков

руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Алексей Федосеев

президент Ассоциации участников технологических кружков

Сергей Салуцкан

и.о. директора Института передовых производственных технологий СПбПУ

Валентин Макаров

лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»

Василий Буров

программный директор «Клубов мышления»

Сергей Абдыкеров

руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Михаил Самсонов

директор медицинского департамента «Р-Фарм», заместитель руководителя рынка HealthNet

Александр Шумский

президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet

Александр Гурко

президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

Олег Гринько

соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»

Евгений Казанов

руководитель экспедиции «Эковолна»

Алексей Чадаев

советник председателя Госдумы РФ, гендиректор и учредитель АЦ «Московский регион», преподаватель Университета 20.35

Андрей Ломоносов

соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ

Олег Подольский

директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35"

Алексей Басов

инвестиционный директор РВК

Марина Дегтярь

программный директор «Точки кипения» в Тюмени

Анна Рада

Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области

Вячеслав Трактовенко

организатор «Форсайт-кемпа —2019», региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Даниил Мазуровский

лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге

Виталий Генаров

руководитель проектов Университета «20.35»

Фёдор Слюсарчук

руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»

Нурлан Киясов

директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

Анатолий Левенчук

преподаватель Школы системного мышления

Вера Адаева

руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив

Константин Тетерин

Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации «Развитие»» Белгородской области

Константин Горцевский

руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»

Олег Мальсагов

руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»

Алина Яшина

руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»

Мария Колодина

контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»

Александрина Клюс

руководитель программы АНО «Платформа НТИ»

Мария Долгих

руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»

Кирилл Конев

руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»

Лиана Кобзева

программный директор «Точки кипения» в Томске

Любовь Кириенко

руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»

Константин Кичинский

руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»

Евгений Пен

исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ

Ольга Прудковская

директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»

Юлия Кошурникова

программный директор «Точки кипения» в Иркутске

Сергей Анисимов

директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию

Дмитрий Шаменков

директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»

Валентина Иванова

Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)

Раиса Малышева

Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.