2035: in progress > Ликбез

12.03.2020

5 причин перейти от традиционного обучения в университетах к проектному

Зачем российским университетам проектное обучение (и что это вообще такое) – объясняем по пунктам и с примерами.

Дайте студентам идею – и они перевернут мир. В челябинском МИДИСе (Международном институте дизайна и сервиса) команды из программистов и дизайнеров за неделю разработали «умную обувь» с чипами NFC (совместимы со смартфонами), подсветкой и термохромной тканью: будет менять цвет от температуры на улице.

obuv2.jpg

Уже весной прототип выпустит крупнейший производитель обуви в стране – «Юничел» (он и дал студентам ТЗ на разработку). Другой прототип мидисовцев – 3D-модель кроссовок с пневматическими застежками, оптоволокном и отсоединяющейся подошвой – заказчик будет показывать на выставках.

Разработка шла в формате интенсива: после пар студенты собирались в команды и трудились над проектами. Для студентов такое обучение на практике – шанс получить актуальные на рынке навыки, строчку в резюме и контакт с потенциальными работодателями и коллегами. Вдобавок этот формат учит фокусировать внимание, ставить себе и другим в команде адекватные сроки, не поддаваться стрессу и не пасовать перед проектом из-за нехватки знаний (а формулировать запрос к преподавателям).

«ВНИИ Труда» со ссылкой на Росстат писал, что «только 37,5% всех выпускников 2010-2015 работали во время прохождения обучения, а значит, хоть в какой-то степени были осведомлены о реальной ситуации на рынке труда». Правда, тенденция должна поменяться: с 2018 «практикоориентированность» и «гибкость программ» стали ориентирами для системы профессионального образования.

В любой компании скажут: глаз может замыливаться. Мышление подчас перегружается шаблонами, появляются «шоры». Чтобы развиваться, надо свежие идеи вливать.
Так что мы были приятно удивлены уровнем подготовки студентов, скоростью и результатами работы. У них, может быть, ещё недостаточно практики, зато есть отличное видение образа и функционала – и это круто.

Дмитрий Хапов
аналитик «Юничел»

Обучение в ходе проектной деятельности применяют и вузы: челябинский МИДИС – один из тех 29, что опробовали интенсивы по модели Университета 20.35. Подробнее о том, что это и как устроено – ниже. Сначала перечислим пять причин дополнить вузовские программы настраиваемыми «проектными модулями».

  • Первая причина: «Без опыта не берут»
Для работодателя опыт важнее оценок, так что соискателя со стажем предпочтут бакалавру, даже если у того в дипломе одни пятёрки.

  • Вторая причина: «Я и сам научусь»
Ради прикладных вещей вроде кодинга идти в вуз не нужно, этому бесплатно можно научиться в Интернете. Всё, что для этого надо, – уметь гуглить и точно формулировать образовательный запрос, но в школе этому не учат.

  • Третья причина: «Забудь всё, чему тебя учили»
Положим, вам повезло трудоустроиться – но вдруг оказывается, что профессия уже устарела и нужно доучиваться прямо на ходу (или вообще осваивать что-нибудь из другой области). Одна из причин в том, что учебные пособия для вузов (или даже сама программа) не успели обновиться вслед за рынком.

  • Четвертая причина: «Не туда поступил»
Бывает, что зачислили (и даже на бюджет!) – а спустя полгода-год обучения наступает разочарование в факультете, вузе, преподавателях. Подладить программу под свои нужды нельзя, остаётся переводиться или перепоступать – то есть цена ошибки довольно высока. Кто-то, правда, решает дотерпеть ради диплома – и ходит балластом на нелюбимые предметы.

  • Пятая причина: «Не вписался в коллектив»
Кого вы скорее возьмёте: кандидата, которого вам порекомендовали на Facebook близкие товарищи, или незнакомого спеца с hh.ru? Кажется, что первого: больше шансов, что новый коллега окажется подходящим, «своим».

Все потому, что адекватность, честность, проактивность, чувство локтя, умение работать в команде и другие «гибкие навыки» ценят не меньше профессиональных. Но такой букет soft skills скорее будет у того, кто поработал в команде, чем у студента, который привык слушаться научника и корпеть над курсовыми в одиночку.

А теперь давайте посмотрим, чем интенсив по модели Университета 20.35 отличается от традиционного образования.

  • Много практики. Студенты с разных курсов и факультетов вместе работают над проектом – настоящими «взрослыми» задачами от компаний. Иногда работают и без заказчика – воплощают собственную бизнес-идею. Темы проектов бывают разные: собрать тренажёр для детей с ДЦП, написать код игры, смоделировать горелку на фабрике и т.д. Важно, кстати, что интенсивы годятся не только для «технарских» факультетов: модель работает на разных направлениях (вспомним кейс с дизайнерами МИДИСа).
  • Обязательных предметов нет, «ненужных» – тоже. Каждый студент составляет расписание сам: выбирает занятия, которые помогут воплотить проект. 
На интенсивах прививают здоровую рефлексию: «А чему мне научиться прямо сейчас, чтобы решить конкретно эту задачу? Каких знаний не хватает?». Так студент формулирует запрос вузу – а тот подбирает мероприятие / курс / материал. Так у каждого в команде выстраивается своя образовательная траектория.

  • Зачеток и дипломов тоже нет. Зато есть онлайн-профили, где отображаются полученные студентом знания-умения-навыки. Это наглядно: профессор или работодатель всегда может взглянуть на сохраненные прямо в профиле файлы (скажем, код программы) и узнать, как именно студент заработал компетенции.
  • Вместо жесткой учебной программы «по канону» – гибкий учебный процесс, который легко пересобирать и подстраивать на основе статистики (например, о посещаемости занятий). В распоряжении преподавателей и учебной части – онлайн-инструменты для сбора и анализа образовательных данных.
Как проводят интенсив?

Запустить и провести интенсив может любой вуз. «Подготовка начинается с обучающих семинаров: они идут онлайн и очно (кому интересно запись на них открыта).

info3.jpg

Пока команда организаторов готовится, учебная часть юридически оформляет интенсив, а вуз ищет компании, которые смогли бы дать студентам задачи (в числе таких были, например, РЖД, «Моторика» – производитель бионических протезов, SkyEng – крупная школа английского). Одновременно запускают PR-кампанию: вуз зовёт студентов поучаствовать.

Потом открывается набор: студентам предлагают пройти онлайн-тесты на знания, навыки и психоповеденческие черты. Результаты в виде графиков и диаграмм сохраняются в личном кабинете на my.2035.university, доступ к ним есть у студентов, преподавателей, менеджеров образовательного проекта и у аналитиков Университета 20.35.

Потом участники выбирают задачи по вкусу (или придумывают сами), разбиваются на команды по 4-7 человек и пару месяцев трудятся над проектом. У каждой группы есть куратор-наставник: он регулярно встречается с ребятами и отмечает прогресс, а если прогресса нет – помогает выяснить, в чём проблема и как ее решить (например, на какие курсы записаться, чтобы продвинуться по проекту).

infograph2.jpg

В конце – защита: студенты презентуют разработку заказчикам, преподавателям и другим командам. По её итогам вуз или его компании-партнеры покупают и/или внедряют самые удачные решения. Есть и другие опции. Студенты могут:
  • продолжить проект на следующем курсе или в магистратуре,
  • отобраться в акселератор,
  • подать заявку на грант,
  • представить проект на конференциях и выставках.
А что делать вузу после интенсива? Лучший вариант – модернизировать образовательную программу так, чтобы студенты могли делать проекты не факультативно (вечерами после пар), а в официальное учебное время, чтобы на все про все была не пара недель, а весь год, и главное – чтобы результаты такого обучения можно было засчитать в диплом. Звучит утопично, но на это уже решились три государственных университета: в Череповце, Костроме и Великом Новгороде.

Всё это отчасти похоже на хакатон, но интенсив длиннее (а значит, есть время поучиться), и берут туда не только айтишников. Преимущество в том, что все, даже гуманитарии, могут попробовать себя в новых областях типа блокчейна и беспроводных технологий, VR и искусственный интеллект, big data и других СКВОТов.

С чего начинались интенсивы?

С НовГУ (Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого). В конце августа 2018 там запустили первый интенсив – на три с половиной месяца, 12 команд и 59 студентов. Зимой пятёрку самых сильных команд поощрили грантами, а эксперимент продолжили: весной над проектами успели поработать ещё 43 студента.

Уже в этом учебном году наступило самое интересное: первокурсников НовГУ – 1270 человек – стали обучать по модели интенсива (с проектами, командной работой и прочим).

Студенты и преподаватели по-разному  отнеслись к новой учебной программе кто-то смотрел на проекты волком, кто-то был целиком «за», но модель жива: на днях в НовГУ определились с проектами на очередной семестр.

Вслед за Новгородом весной 2019, интенсивы провели ещё 14 вузов, и почти все они осенью присоединились к очередной волне интенсивов, а с ними еще 14 новеньких университетов.

Раз от раза росло количество студентов: в весеннем наборе их было 906, а в осеннем — уже больше 3000. Так же и количество занятий: весной – 398, осенью – 1300 (и это число еще вырастет, потому что в нескольких вузах проекты продолжат разрабатывать до конца учебного года).

Что всё это дает вузу?

  • Привлекательность в глазах абитуриентов. На прокачанных выпускников всегда есть спрос.
  • Партнерство с новыми компаниями в регионе – потенциальными спонсорами для вуза и работодателями для студентов.
  • Сайт-платформу, на котором можно следить за ходом интенсивов и в своём, и в других вузах: смотреть статистику посещаемости, читать отзывы и запросы студентов, следить за прогрессом проектов – и с учётом всего этого подстраивать программу и обмениваться с другими вузами лучшими практиками, образовательными материалами и т.д.
  • Как ни странно – компьютерный ликбез. Не каждый преподаватель умеет отличать «Интернет» от «браузера» и пользоваться электронной почтой, а благодаря интенсиву в вузе подрастает уровень цифровой грамотности.
А что это дает Университету 20.35?

Много данных об учебном процессе. Сколько пользователей поучаствовало в диагностике на сайте Университета? 22 558.

Такая гигантская выборка – большая редкость. И проверка на большом корпусе структурированных данных – это самое прекрасное, что можно придумать для развития любых инструментов. Если подробнее, то всякие стандартизированные методики (например, опросник временной перспективы) – валидизировали на небольшом количестве людей (около 300). А у Университета выборка ответов почти в сто раз больше! Получается, можно уточнять и шкалу, и факторную структуру, и уровень выраженности конструкта.

Ирина Брун
психометрик Университета 20.35

Пока студенты учатся на интенсиве, на 2035.university копится их цифровой след: например, их отметки «записался на занятие» в онлайн-расписании и отзывы о курсе или преподавателе.

Плюс на сайт подгружаются файлы, созданные в ходе работы над проектом (скажем, код на Python, конспект или презентация в Гугл-документах). Это – самое интересное: такие цифровые артефакты валидируются кураторами-наставниками, а затем сохраняются в индивидуальном профиле компетенций. Так он заполняется, а впоследствии может заменить студенту портфолио.

infograph.jpg

Цифровой компетентностный профиль


На основе таких данных удобно управлять учебным процессом. Например, по количеству образовательных запросов от студентов или наставников вуз и Университет 20.35 могут оценить, на какие курсы и дисциплины есть спрос – и добавить их в онлайн-каталог на 2035.university.

14intesivov.jpg

Интенсив – это полигон методологов: можно в реальном времени наблюдать за образовательным процессом в разных вузах, фиксировать удачные решения, проверять гипотезы. Например, замерять, как занятия по «ресурсным состояниям» (это смесь практик из психологии, спорта, йоги и т.д.) влияют на эффективность студента (а они, кстати популярны, средняя оценка от участников интенсива – 9,5 /10).

...Интенсивы 2019 года были первым заделом: теперь «Университет 20.35» планирует собрать российские вузы в сетевое образовательное пространство (единую прозрачную цифровую среду), где в плюсе – все его участники, от студента до вуза и компаний.

Весенние интенсивы 2020 начнутся 8 апреля – к запуску можно присоединиться.


Николай Кулапов, Виталий Генаров, Марина Киселева


#Университет "20.35", #Образование

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.