2035: in progress > Ликбез

08.07.2019

Главные фишки «миниОстрова»: новые способы получения знаний, студенты-тьюторы и лучший цифровой след

Как и чему научились студенты во время трехмесячного проектного интенсива «миниОстрова», который провел Университет 20.35 в преддверии «Острова 10-22»
В 15 вузах страны 2 июля завершился трехмесячный интенсив Университета 20.35. Участники программы «миниОстров» не только учились у наставников и тьюторов, но и разрабатывали проекты с использованием больших данных, с нейроинтерфейсами, с искусственным интеллектом, с дронами и роботами. Иными словами, готовились стать молодыми специалистами на рынках Национальной технологической инициативы. О том, что будет с проектами дальше, как студенты стали тьюторами и какой цифровой след собран на интенсивах, ntinews.ru рассказали их организаторы и участники.

Логика этой модели выстраивается вокруг проектной деятельности и представляет собой следующую цепочку. Студенты в командах работают над технологическими проектами. В каждой представлены разные роли со специфическими задачами и, следовательно, разными требования к подготовке и профилю участника. В своей деятельности студенты сталкиваются с «барьерами» – задачами, для решения которых им не хватает знаний или навыков. Для того чтобы помочь студентам их преодолеть, тьюторы помогали перевести их на язык образовательных запросов. 

mini-ostrov.jpg
 

Кроме того, собирались образовательные запросы с индустриальных партнеров и с наставников проектов. На их основании команды проведения интенсивов и собирали образовательное пространства из онлайн-курсов, лекций, мастер-классов и встреч с индустриальными партнерами. Особенно важно было перевести самого студента в субъектную позицию, «научить его учиться», повысить его вовлеченность и мотивацию. В том числе за счет цифрового следа, с помощью которого можно собрать реальные образовательные результаты, оценить качество привлеченных активностей и вовлеченность студентов.

По словам руководителя проекта образовательных интенсивов Университета 20.35 Виталия Генарова, интенсивы не самоцель. Их задача – в том, чтобы сотрудники региональных вузов поняли, как работает модель Университета 20.35 и зачем менять основные учебные программы. По итогам первой волны интенсивов часть учебных заведений уже в ближайшем учебном году модернизируют свои программы, увеличивая пространство индивидуализации и добавляя проектную деятельность. «Важно также отметить, что в ходе «миниОстрова» больше 150 сотрудников вузов поработали с сервисами Университета 20.35, а самые вовлеченные из этих команд фактически стали ядром межрегионального профессионального сообщества, которое создает образовательную среду нового типа. Продуктовые результаты студенческих команд, которые приняли участие в интенсиве, превзошли ожидания. Как следствие, во многих вузах скепсис в значительной степени был преодолен. В нескольких учебных заведениях этот формат вдохнул новую жизнь во взаимоотношения с индустриальными партнерами», – добавил Виталий Генаров.

Масса новых возможностей 
О том, как студенты в течении трех месяцев готовили свои проекты, наш портал уже рассказывал. «Среди проектов, разработанных в ходе интенсива, есть продукты, уже на 100% готовые для компаний-участников Национальной технологической инициативы. Особо стоит отметить проекты, которые разработали в Омске, в ЧГУ и в ТГУ им. Державина. К примеру, проект TechNet по разработке методов программных средств неразрушающего удаленного контроля трубопровода. Ребята придумали способ проверки работоспособности клапанов в трубопроводах, без необходимости их разбирать. Эта система позволит предсказать, когда нужно будет их ремонтировать. Разработка таких систем позволяет минимизировать издержки компании-клиента, притом очень существенно», – рассказал методолог проектной деятельности Университета 20.35 Петр Федин.

 mini-ostrov1_edited.jpg

Как заверил эксперт, нужно искать критерии «НТИшности» не в глобальности студенческого проекта, который они разрабатывают за два месяца. А в том, что они предлагают решения на основе сквозных технологий и могут уже здесь и сейчас прикладную конкретную задачу решить на качественно новом уровне. «Многие команды при проведении интенсива переживали, что в регионе отсутствуют партнеры, связанные с повесткой НТИ. Но выяснилось: для того чтобы студенты делали проекты в рамке Национальной технологической инициативы, такие партнеры не обязательны, можно выстроить отношения с индустриальными партнерами из традиционных отраслей. Например, в сельском хозяйстве, металлургии и в железнодорожном транспорте. И решать конкретные задачи, которые возникают у них в бизнесе, с помощью новых технологий на качественно новом уровне», – добавил Петр Федин.

Студент 3 курса факультета информатики и вычислительной техники ЧГУ Андрей Ильин был лидером одного из победивших проектов – «Автоматизированная система подсчета проезжающих вагонов на базе интеллектуального модуля распознавания сцепок». Его команда создала нейросеть, которая умеет по количеству сцепок считать вагоны проезжающих товарных поездов. «Интенсив Университета 20.35 дал массу новых возможностей: помог студентам расширить свои знания, получить новые компетенции, заняться проектной деятельностью, которая не присутствует в учебной программе. Благодаря онлайн-урокам, мастер-классам, занятиям, которые у нас проходили, советам от тьютора, как избежать ошибок, мы получили огромный опыт», – поделился впечатлениями Андрей Ильин.

Автоматизированная система подсчета проезжающих вагонов на базе интеллектуального модуля распознавания сцепок будет, безусловно, актуальна для ведущих предприятий железной дороги, заинтересованных в минимизации различных затрат, считает президент компании «Малленом Системс» Леонид Малыгин, который стал индустриальным партнером команд, занявших 1 и 2 место в интенсиве «Фабрика разработок ЧГУ» в Череповецком государственном университете. Второй проект - интеллектуальная система контроля автомобильного трафика на основе видеообзорных камер «Авидекс».

Показатели эффективности обеих разработок в целом - на уровне лучших образцов, представленных сегодня на рынке. «С командами мы взаимодействуем постоянно, в нашей компании регулярно проводятся тренинги для них. Для каждого ее участника мы разработали индивидуальную карту развития, которую помогаем реализовать. Мы планируем создание не менее 4 новых интеллектуальных систем для b2b с помощью данных команд. Что касается выполненных проектов, то «Авидекс» – уже в продаже, а модуль для железнодорожных компаний планируем интегрировать в наши решения не позднее октября», – добавил Леонид Малыгин.

«Осмысленный образовательный процесс»
О плюсах интенсива Университета «20.35» говорит и ректор Костромского государственного университета Александр Наумов. «Проектный интенсив «Прыжок в будущее» КГУ шел два с половиной месяца. Его главный вывод: решение командой конкретной проектной задачи делает образовательный процесс более осмысленным как для студентов, так и для преподавателей», – замечает он.

«Результаты интенсива отражают изменение отношения к образовательной и проектной деятельности его участников. Эффективная работа команд под руководством тьюторов и наставников продемонстрировала возможность внедрять принципы организации интенсива в образовательный процесс. Формирование цифрового профиля компетенций с помощью сервисов Университета 20.35 соответствует требованиям современных стандартов образования и запросам работодателей, позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся».
 По словам Александра Наумова, все это позволяет заложить принципы организации интенсива с использованием сервисов Университета 20.35 в основу образовательной программы IT-направлений подготовки уже с сентября 2019 года. Это будет полномасштабный четырехлетний эксперимент, направленный на отработку инновационных образовательных технологий и реальное (качественно и количественно измеряемое) освоение студентами полного набора компетенций федеральных государственных образовательных стандартов. «Убежден, что мы готовы к нему: у нас есть команда наставников и тьюторов, способная по-новому строить освоение предметных областей, и мотивированные абитуриенты – будущие первокурсники», – подчеркнул Александр Наумов.

Работа с тьютором
 
mini-ostrov3_edited.jpg

 Самостоятельное построение образовательной траектории – непростая задача сама по себе, а когда цели – это развитие в области новых профессий и высоких технологий, уровень неопределенности сильно вырастает. Такая работа над собой порождает множество вопросов, и встречает их «лицом к лицу» именно тьютор, который помогает студентам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.  

«После первого интенсива Университета 20.35 ребята уже видели ценность работы с тьютором, очень четко разделяли для себя позиции тьютора и наставника, в определенных ситуациях могли самостоятельно сформулировать запрос и сами выйти на встречу с тьютором», – рассказала эксперт Центра развития талантов НовГУ Юлия Андреева, выступившая в роли тьютора на интенсиве. Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого проводит такое мероприятие уже второй раз, так как именно на их площадке проходила апробация пилотной модели. 

«Ценно, что они становятся авторами собственных образовательных траекторий – не только используя предложенные образовательные ресурсы, но занимаясь самостоятельным поиском экспертов, консультантов, онлайн-курсов и просто книг по нужной им тематике. И этот интерес обусловлен необходимостью реализации конкретного проекта. То есть образование становится практико-ориентированным, осознанным и достаточно гибким. Во втором интенсиве это стало более заметно, поскольку участники делились на два трека – те, кто пришел впервые и те, кто проходил уже второй интенсив».
На вопрос о практическом применении новых знаний Юлия Андреева ответила, что ребята уже составляют себе образовательные траектории на лето. Значит, система работает. «Те, кто участвовал во второй раз, работали над прежними проектами. Для них отдельной, по-настоящему непростой задачей стало удержать тот «фан», который они поймали в первом интенсиве. Для многих это оказалось непросто. И это потребовало серьезной командной работы и работы над собой. Некоторые команды при этом прошли процесс пересборки, что помогло достичь хорошего результата. Так, например, проект экзоперчатки-тренажёра для детей с ДЦП получил возможность стать пилотом региональной программы «Технических средств реабилитации» и резидентом бизнес-инкубатора НовГУ на безвозмездной основе», – отметила Юлия Андреева.

Из студента – в тьюторы
mini-ostrov2.jpg

  О том, как появилась идея предложить студентам стать тьюторами, а также об интеграции с региональной властью и отраслевыми партнерами рассказала директор проектного офиса ТГУ имени Г. Р. Державина Марина Медведева. «Изначально это решение было обусловлено экономическими соображениями и соображениями скорости. Нам нужно было очень быстро найти тьюторов, и мы приняли такое нестандартное решение: предложили эту роль нашим студентам магистратуры педагогического института. Для студентов-тьюторов это оформили как программу ДПО», - отметила эксперт. 

«Эксперимент был хоть и рискованным, но оказался удачным. Студенты как специалисты в сфере педагогики получили большой опыт ведения кураторства проектных команд и работы в качестве тьюторов со студентами, хотя им было и очень сложно, потому что приходилось самим учиться. Таким образом, для них это был самостоятельный проект, в рамках которого они повысили свои педагогические компетенции. Мы увидели, что практически все студенты в анкетах очень высоко оценили работу тьюторов. Все потому, что степень доверия между студентом и студентом гораздо выше, чем между студентом и преподавателем. Открытость студентов выше и степень вовлеченности студентов, которые стали нашими тьюторами, была очень высокая».
Марина Медведева отметила: «С бизнес-партнерами университет сотрудничает достаточно давно, и взаимодействие у нас с индустриальными партнерами происходит в целях развития нашей инновационной деятельности, когда мы пытаемся наших ученых стыковать с бизнесом и решать практические задачи наших индустриальных партнеров».

По словам директора АНО «Центр координации поддержки бизнеса» Тамбовской области Ивана Сафронова, который выступил наставником в ходе интенсива, государственная поддержка и упрощение доступа предпринимателей к необходимым услугам в Тамбовской области привела к созданию «Центра координации поддержки бизнеса» – структуры, которая стала единым органом управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки бизнеса.

Сформированной команде в рамках интенсива была поставлена задача по решению проблем коммуникации органов власти, институтов развития и бизнеса. Применение разных навыков и компетенций помогли студентам сформировать проект G2B SMART. Его суть заключается в создании проактивной интернет-платформы, которая поможет бизнесу в соответствии с видом экономической деятельности подобрать необходимую государственную поддержку, выстроить кластерные цепочки и сформировать индивидуальную карту развития предприятия с учетом услуг государственных институтов поддержки. Одним из преимуществ проекта является использование при проектировании платформы цифровых сквозных технологий.

Основным эффектом от реализации проекта становится сокращение срока государственной поддержки, снижение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в Тамбовской области. В перспективе он может быть масштабирован на другие субъекты Российской Федерации. На данный момент институты развития бизнеса совместно со студентами продолжают работу по проектированию платформы и созданию прототипа. Наиболее отличившимся участникам команды уже сейчас предложены варианты по трудоустройству.

Как школьники на три месяца стали «студентами»
У каждого интенсива были свои особенности. В Калининградском государственном техническом университете участниками стали не только студенты, но и школьники. Самому младшему было всего 8 лет. «На интенсив меня и еще трех школьников пригласили после участия в хакатоне «Практики будущего» в Калининграде. Участвовать решила потому, что программа была интересная – 3-месячный интенсив, обучение, много заинтересованных ребят, суперздорово!», - делится впечатлениями Екатерина Комарова, ученица 9 класса костромского лицея №18. 

«Для участия в интенсиве необходимо было пройти тестирование, ответить на вопросы, связанные с нейротехнологиями, большими данными, искусственным интеллектом, а также пройти психологическую игру. В первый день мероприятия организаторы предложили нам выбрать один из проектов, заявленных в списке. В моей группе решили сделать бионическую руку, на 3D-моделях мы распечатали все ее части, собрали их вместе, скрепили и составили программу, по которой эта рука будет считывать сигналы с головы».
«Для меня интенсив Университета 20.35 - это прежде всего профориентация и возможность узнать что-то новое. Здесь я узнала много нового о нейротехнологиях, и это пригодится в поиске себя. На «Острове 10.22» я приму участие именно в этом направлении. С участниками команды и наставником мы представим возможности работы в NBIC.NET», - признается Екатерина Комарова.


Цифровой след интенсива
«Данные об учебном опыте, или цифровые следы, позволяют анализировать развитие обучающегося и подстраивать учебную программу лично под него», - обратила внимание Мария Сокол, Education Data Engineer (EDE), которая собрала лучший цифровой след из всех интенсивов и приедет рассказать об этом на «Острове 10-22».

«Самым большим успехом интенсива считаю то, что удалось собрать такие команды, которые в полном составе дошли до конца и показали готовый результат. Цифровой след изначально получился содержательным благодаря проведенной работе со спикерами».
И если в начале многие команды организаторов не понимали, зачем нужен цифровой след и чем занят EDE, то к концу уважением к представителям этой новой профессии прониклись, кажется, все. «Роль EDE предполагает активное взаимодействие со спикерами для выстраивания дизайна мероприятий, - комментирует руководитель проектной деятельности интенсива в КГУ Елена Башманова. - Необходимо переходить от лекций и действий по шаблону и инструкции к самостоятельному поиску теоретической информации, работе с инструментами для решения конкретных задач, для которых, возможно, нет одного единственного способа решения».
 
По ее словам, при таком дизайне мероприятий спикер уже выступает в роли консультанта и наставника, а не просто передает знания и техники. И при этом подходе можно проследить, с чего студент начинал на входе в интенсив и к какому результату пришел: все это отображается в его цифровом профиле.
 
На образовательном интенсиве «Остров 10-22» пройдет проектная лаборатория «Персональные траектории развития студентов в вузе: внедрение сервисов, реализация интенсивов Университета 20.35», где представители вузов смогут разработать проект проведения подобного интенсива у себя или модернизировать существующие учебные программы по этой модели. 

Бэлла Чеченова


#Университет "20.35", #Образование

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.