06.01.2020
Ни капли топлива: как участники экспедиции «Эковолна» прошли шесть тыс. км по рекам России
Состязание судов на солнечных батареях «Солнечная регата» является одним из ключевых мероприятий Маринет для развития рынка экологичного водного транспорта. О технических решениях с применением солнечной энергии и перспективных проектах АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» в рамках дорожной карты рынка Маринет читайте в материале Ntinews.ru.Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»
Команда АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» (АНО «НЦ ИКС») с 2014 года занимается поддержкой инженерного творчества школьников и студентов, совершенствованием технического образования и проведением инженерных соревнований «Солнечная регата». В 2018 году «НЦ ИКС» провел экспедицию «Эковолна» — первую в России речную экспедицию на судне, работающем на солнечной энергии.
Россия может вернуть приоритет в технологиях электрических судов
Российские компании могут стать лидерами мирового рынка технологий для электрических судов. «Экология и энергоэффективное судно – ключевые направления в развитии морской отрасли в 21 веке в мире и рассматриваются как приоритетные для компаний рынка Маринет», — заверил генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Национальной технологической инициативы Александр Пинский. — В этом направлении нами уже поддержаны свыше 10 проектов, например, экомониторинг с помощью средств дистанционного зондирования Земли, программа популяризации «зеленых» технологий на водном транспорте «Солнечная регата», разработка экологически чистых технологий разведки морского дна для нефтегазодобычи, производство композитных материалов в судостроении, которые не требуют смазочных материалов».
Фото: пресс-служба Российской венчурной компании
По мнению руководителя «Отраслевого центра Маринет», экологическая безопасность постоянно находится в фокусе национальных и международных регуляторов отрасли, законодательство в этой сфере постоянно ужесточается, что служит драйвером внедрения новых технологий. За последние пять лет в мире был реализован целый ряд пилотных проектов в этой области: электрические паромы MV Ampere (Норвегия, 2015 г.) и Eferry Ellen (Дания, 2019 г.), гибридное рыбопромысловое судно Karoline (Норвегия, 2015 г.), скоростная электрояхта Hinckley Dasher (США, 2017 г.), научно-исследовательское судно Energy Observer (Франция, 2017 г.) и другие. Еще большее количество проектов реализуется для судов, питаемых с помощью солнечных батарей — крупнейшие из них уже могут перевозить свыше 100 пассажиров на городских и речных маршрутах: такие как Solar Sailor (Австралия) и MobiCat (Швейцария).
«Именно Россия была пионером электродвижения судов в мире, — говорит Александр Пинский. — В 1838 году в Санкт-Петербурге состоялись испытания первого в мире электрохода, созданного профессором Якоби, а в 1903 году в Санкт-Петербурге был спущен первый в мире дизель-электроход «Вандал». Сегодня российские судостроители представляют свои пилотные разработки как в области электрических судов — например, «Морсвязьавтоматика», «Эковолна» и другие — так и в области источников питания: например, топливные элементы ЦНИИ СЭТ или солнечные батареи. Отдельное очень перспективное направление — это атомная энергетика для морского транспорта. В этой сфере Россия является абсолютным лидером в мире и может сформировать новый рынок, в т.ч. для освоения Северного морского пути. А инженерные состязания «Солнечная регата» позволяют привлечь внимание к этому перспективному направлению не только молодых специалистов, студентов и школьников, но и компаний-производителей, заказчиков судов, государственных организаций, заинтересованных в организации экологически чистого городского транспорта».
Солнечные батареи на водном транспорте
АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» выступает как первопроходец и лидер в популяризации возобновляемых источников энергии на водном транспорте в России. В соответствии с дорожной картой рынка Маринет, Центр нацелен на внедрение инновационных технологий в судостроении и снижение негативной нагрузки на окружающую среду.
Один из главных проектов «НЦ ИКС» — инженерные соревнования «Солнечная Регата», в которых принимают участие 27 регионов. Студенты и школьники сами строят лодки на солнечных батареях и затем соревнуются на них в скорости, маневренности и выносливости.
Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»
В 2018 году «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» организовал уникальную масштабную экспедицию «Эковолна». В ходе экспедиции был установлен мировой рекорд самого протяженного речного перехода на солнечной энергии без использования горючего – 5987 км, с учетом маршрутов исследований и презентационных экскурсий. В ходе первой в России речной экспедиции на судне, работающем на солнечной энергии, от Санкт-Петербурга до Астрахани был пройден путь через 20 регионов страны. В 2019 году старт экспедиции «Эковолна» состоялся в Астрахани 30 июля. За 28 дней пути научно-просветительской экспедиции было пройдено 1053 км на энергии солнца.В случае использования двигателей внутреннего сгорания для движения судна по речному маршруту протяженностью в 6 тыс. километров потребовалось бы более 6 тыс. литров топлива, что привело бы к выбросу более 10 тысяч тонн углекислого газа в атмосферу. Для поглощения этого объема выбросов понадобилось бы задействовать более 4 гектаров леса на протяжении года. «Задачи экспедиции, в части сохранения водных ресурсов и использования возобновляемых источников энергии, соответствуют целям устойчивого развития ООН до 2030 года. На борту катамарана, в партнерстве с МГИМО, был реализован проект «плавучий университет», — рассказал директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», основатель инженерных соревнований «Солнечная регата», руководитель и капитан экспедиции «Эковолна» Евгений Казанов.
Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»
Совместно с географическим факультетом МГУ в ходе экспедиции «Эковолна» были проведены исследования параметров окружающей среды, экологии воды и энергоэффективности. На протяжении всего маршрута студенты вузов и колледжей проходили производственную практику на исследовательском судне.По словам Евгения Казанова, опыт экспедиции доказал эффективность использования солнечной энергии на речном транспорте в различных географических условиях. Уже сегодня идею комфортное путешествие без вреда для окружающей среды можно и нужно воплощать в реальность. «В настоящее время АНО «НЦ ИКС» ведет разработку экологически чистого водного транспорта серийного производства для использования на внутренних водных путях», — отметил он.
По данным портала Leader-ID, в 2019 году было организовано шесть мероприятий, посвященных проектам рынка Маринет. Их участниками стали 222 человека. Самым важным стало заседание экспертной подгруппы рабочей группы рынка Маринет по направлению «Биотехнологии, аквакультура и рыбопромысловые технологии», а также расширенное совещание рабочей группы Маринет по разработке и реализации «дорожной карты» рынка.
Большая часть этих мероприятий была организована в «Точке кипения – Москва», в «Точке кипения КГТУ» (Калининград), и в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Экспертами на этих мероприятиях выступили генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Александр Пинский; заместитель начальника Технопарка КГТУ Владимир Волков; проректор КГТУ по отраслевой научно-методической деятельности, заведующий кафедрой промышленного рыболовства Александр Недоступ.
8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года
Мероприятия НТИ
Подписка на обновления
«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.