2035: in progress > Ликбез

06.01.2020

Ни капли топлива: как участники экспедиции «Эковолна» прошли шесть тыс. км по рекам России

Состязание судов на солнечных батареях «Солнечная регата» является одним из ключевых мероприятий Маринет для развития рынка экологичного водного транспорта. О технических решениях с применением солнечной энергии и перспективных проектах АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» в рамках дорожной карты рынка Маринет читайте в материале Ntinews.ru.

43968357795_519aa.jpg

Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»


Команда АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» (АНО «НЦ ИКС») с 2014 года занимается поддержкой инженерного творчества школьников и студентов, совершенствованием технического образования и проведением инженерных соревнований «Солнечная регата». В 2018 году «НЦ ИКС» провел экспедицию «Эковолна» — первую в России речную экспедицию на судне, работающем на солнечной энергии.

Россия может вернуть приоритет в технологиях электрических судов 

Российские компании могут стать лидерами мирового рынка технологий для электрических судов. «Экология и энергоэффективное судно  – ключевые направления в развитии морской отрасли  в 21 веке в мире и рассматриваются как приоритетные для компаний рынка Маринет», — заверил генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Национальной технологической инициативы Александр Пинский. — В этом направлении нами уже поддержаны свыше 10 проектов, например, экомониторинг с помощью средств дистанционного зондирования Земли, программа популяризации «зеленых» технологий на водном транспорте «Солнечная регата», разработка экологически чистых технологий разведки морского дна для нефтегазодобычи, производство композитных материалов в судостроении, которые не требуют смазочных материалов».

076.jpg

Фото: пресс-служба Российской венчурной компании


По мнению руководителя «Отраслевого центра Маринет», экологическая безопасность постоянно находится в фокусе национальных и международных регуляторов отрасли, законодательство в этой сфере постоянно ужесточается, что служит драйвером внедрения новых технологий. За последние пять лет в мире был реализован целый ряд пилотных проектов в этой области: электрические паромы MV Ampere (Норвегия, 2015 г.) и Eferry Ellen (Дания, 2019 г.), гибридное рыбопромысловое судно Karoline (Норвегия, 2015 г.), скоростная электрояхта Hinckley Dasher (США, 2017 г.), научно-исследовательское судно Energy Observer (Франция, 2017 г.) и другие. Еще большее количество проектов реализуется для судов, питаемых с помощью солнечных батарей — крупнейшие из них уже могут перевозить свыше 100 пассажиров на городских и речных маршрутах: такие как Solar Sailor (Австралия) и MobiCat (Швейцария).

«Именно Россия была пионером электродвижения судов в мире, — говорит Александр Пинский. — В 1838 году в Санкт-Петербурге состоялись испытания первого в мире электрохода, созданного профессором Якоби, а в 1903 году в Санкт-Петербурге был спущен первый в мире дизель-электроход «Вандал». Сегодня российские судостроители представляют свои пилотные разработки как в области электрических судов — например, «Морсвязьавтоматика», «Эковолна» и другие — так и в области источников питания: например, топливные элементы ЦНИИ СЭТ или солнечные батареи. Отдельное очень перспективное направление — это атомная энергетика для морского транспорта. В этой сфере Россия является абсолютным лидером в мире и может сформировать новый рынок, в т.ч. для освоения Северного морского пути. А инженерные состязания  «Солнечная регата» позволяют привлечь внимание к этому перспективному направлению не только молодых специалистов, студентов и школьников, но и компаний-производителей, заказчиков судов, государственных организаций, заинтересованных в организации экологически чистого городского транспорта».

Солнечные батареи на водном транспорте

АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» выступает как первопроходец и лидер в популяризации возобновляемых источников энергии на водном транспорте в России. В соответствии с дорожной картой рынка Маринет, Центр нацелен на внедрение инновационных технологий в судостроении и снижение негативной нагрузки на окружающую среду.

Один из главных проектов «НЦ ИКС» — инженерные соревнования «Солнечная Регата», в которых принимают участие 27 регионов. Студенты и школьники сами строят лодки на солнечных батареях и затем соревнуются на них в скорости, маневренности и выносливости.

41378142144_e568a60d01_o.jpg

Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»

В 2018 году «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» организовал уникальную масштабную экспедицию «Эковолна». В ходе экспедиции был установлен мировой рекорд самого протяженного речного перехода на солнечной энергии без использования горючего – 5987 км, с учетом маршрутов исследований и презентационных экскурсий. В ходе первой в России речной экспедиции на судне, работающем на солнечной энергии, от Санкт-Петербурга до Астрахани был пройден путь через 20 регионов страны. В 2019 году старт экспедиции «Эковолна» состоялся в Астрахани 30 июля. За 28 дней пути научно-просветительской экспедиции было пройдено 1053 км на энергии солнца.

В случае использования двигателей внутреннего сгорания для движения судна по речному маршруту протяженностью в 6 тыс. километров потребовалось бы более 6 тыс. литров топлива, что привело бы к выбросу более 10 тысяч тонн углекислого газа в атмосферу. Для поглощения этого объема выбросов понадобилось бы задействовать более 4 гектаров леса на протяжении года. «Задачи экспедиции, в части сохранения водных ресурсов и использования возобновляемых источников энергии, соответствуют целям устойчивого развития ООН до 2030 года. На борту катамарана, в партнерстве с МГИМО, был реализован проект «плавучий университет», — рассказал директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», основатель инженерных соревнований «Солнечная регата», руководитель и капитан экспедиции «Эковолна» Евгений Казанов.

42097544491_24358.jpg

Фото: пресс-служба АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований»

Совместно с географическим факультетом МГУ в ходе экспедиции «Эковолна» были проведены исследования параметров окружающей среды, экологии воды и энергоэффективности. На протяжении всего маршрута студенты вузов и колледжей проходили производственную практику на исследовательском судне.

По словам Евгения Казанова, опыт экспедиции доказал эффективность использования солнечной энергии на речном транспорте в различных географических условиях. Уже сегодня идею комфортное путешествие без вреда для окружающей среды можно и нужно воплощать в реальность. «В настоящее время АНО «НЦ ИКС» ведет разработку экологически чистого водного транспорта серийного производства для использования на внутренних водных путях», — отметил он.



По данным портала Leader-ID, в 2019 году было организовано шесть мероприятий, посвященных проектам рынка Маринет. Их участниками стали 222 человека. Самым важным стало заседание экспертной подгруппы рабочей группы рынка Маринет по направлению «Биотехнологии, аквакультура и рыбопромысловые технологии»,  а также расширенное совещание рабочей группы Маринет по разработке и реализации «дорожной карты» рынка.

Большая часть этих мероприятий была организована в «Точке кипения – Москва», в «Точке кипения КГТУ» (Калининград), и в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Экспертами на этих мероприятиях выступили генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Александр Пинский; заместитель начальника Технопарка КГТУ Владимир Волков; проректор КГТУ по отраслевой научно-методической деятельности, заведующий кафедрой промышленного рыболовства Александр Недоступ.

#Маринет, #эковолна, #солнечная регата

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.