2035: in progress > Ликбез

24.03.2020

Первый полет беспилотного аэротакси запланирован на 2025 год

Vahana_FF_02.jpg

В 2025 году в России представят модель беспилотного аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой. Новый вид транспорта сможет перевозить четырех пассажиров на расстояние до 500 километров с крейсерской скоростью 500 км/ч. Воздушные суда должны занять нишу пассажирских перевозок между мегаполисами и аэропортами, а также транспорта для экстренных служб.

Летающие машины без винтов и крыльев

Летающий автомобиль давно стал ожидаемым транспортом XXI века благодаря фантастическим блокбастерам. Например, в картине «Бегущий по лезвию 2049» демонстрируются сразу несколько моделей спиннеров, способных взлетать и приземляться вертикально, и выполнять полеты на высоте нескольких десятков метров. Концепция именно такого транспортного средства заложена в проект, который начинают разрабатывать участники рынка Аэроспейснет Национальной технологической инициативы.  

Технология, лежащая в основе «Спиннеров», по сей день выглядит фантастической — в ней не используются ни крылья, ни винты, ни крупные баки с топливом. «Консорциум НТИ Аэроспейснет поставил перед собой задачу создать аппарат, в котором не будет открытых винтов, чтобы обеспечить безопасность», — рассказал заместитель соруководителя рабочей группы рынка Аэронет Национальной технологической инициативы Павел Булат.

«Наша задача состоит в том, чтобы создать аппарат, в котором не будет открытых винтов, чтобы обеспечить максимальную безопасность. То есть винт или реактивный двигатель должен быть внутри воздушного судна. Это следствие двух принципиальных требований: низкий уровень шума и абсолютная безопасность, при посадке он не должен задевать линии электропередач и т п. У нового вида транспорта была полная мобильность, как, например, в каршеринге автомобилей. Вы вызываете в любом месте борт, он прилетает, садитесь в любом месте, так как не привязан к специальным площадкам. Нужны лишь станции сервиса, где воздушные суда обслуживаются раз в день, когда заканчивается заряд аккумуляторов».


0001.jpg

Фото: nti-aeronet.ru


Летающее такси будет взлетать и приземляться вертикально. А проектируемая скорость составит 500 км в час при дальности полета 500- 800 километров. К слову, модели аэротакси, разрабатываемые в Airbus и Boeing могут преодолевать примерно только четверть этого расстояния. «Изначально за штурвалом будут сидеть пилоты, но их достаточно быстро заменят автономные системы полета», — убежден Павел Булат.

«Запланирована проработка нескольких платформ, наборов технологий и образцов, из которых можно будет собирать отдельные изделия. Это силовая установка, это бортовые системы контроля и алгоритмического контроля состояния воздушного судна и бортовые системы автоматизированного управления с полной ответственностью».

По расчетам разработчиков, через пару лет будет готов макет будущего аэротакси. А к 2025 году будет представлен первый летающий образец. «С использованием этих платформ и проработок новых аэродинамических схем планируется выпустить два демонстратора технологий. На первом этапе это должен быть стендовый прототип, который продемонстрирует возможности вертикального взлета и посадки. А второй образец должен быть уже летный, с грузоподъёмностью до 400 кг или до 1000 кг», — уточнил Павел Булат.

В многолюдных мегаполисах аэротакси может ускорить пассажиропоток в четыре раза по сравнению с легковыми автомобилями. 

aerotaksi.jpg

Фото: sk.ru/Project Bartini


Другие стартапы, а также такие гиганты, как Airbus, Boeing и Uber, также пытаются трансформировать городской транспорт с помощью собственных проектов. С 2018 года подразделение Airbus A3 ведет испытания прототипа летательного аппарата, который способен преодолеть расстояние в 80 км за 18 минут. Предполагается, что в будущем Vahana сможет перевозить либо одного пассажира, либо около 100 кг груза. К примеру, из Сан-Хосе в Сан-Франциско можно будет долететь за 18 минут, оплатив сумму $60 тыс. за 77 км пути.

В свою очередь Boeing NeXt в январе во время последнего испытания смог только взлететь, зависнуть в воздухе и совершить посадку. Дальше инженеры американского авиаконцерна планируют перейти к испытаниям горизонтального полёта. Uber анонсировал проект Elevate, направленный на создание системы пассажирских перевозок по воздуху с помощью тихих и малогабаритных летательных аппаратов.

Американский стартап Kitty Hawk разрабатывает двухместный самолёт Cora. Это будет электрический летательный аппарат, который развивает скорость до 180 км/ч. Дальность полёта — 100 км, а высота — от 150 до 900 метров. Разработчики сделали аэротакси беспилотным — за ним будет следить оператор с земли. Вызов такси будет работать через приложение.

Компания Volocopter занимается разработкой мультикоптера. Он похож на вертолет, но вместо одного винта на нём установлено 18 независимых роторов. Сооснователь компании Алекс Зосель считает, что сервис летающих такси от Volocopter запустят до 2021 года. 10–15 такси будут летать в режиме челноков по заранее составленным маршрутам.

Стартап Lilium Jet испытывает полноразмерный прототип двухместного конвертоплана и сейчас переходит от вертикального взлёта к горизонтальному полёту. Автопроизводитель Rolls-Royce, входящий в структуру концерна BMW, разрабатывает концепт летательного аппарата с шестью электромоторами, получающими энергию от газотурбинного генератора.

По мнению экспертов, любые модели аэротакси, представленные сейчас в мире, выступают образцами, которые помогают отследить как реагируют потенциальные потребители на изделия, которые будут обладать экономическими характеристиками очень дорогого автомобиля, обслуживаться как автомобиль, а не как самолет или как вертолет. И эти образцы на сегодняшний день уступают традиционному транспорту с точки зрения экономичности.

Airbus Urban Air Mobility.jpg

Фото: пресс-служба Airbus


В Москве уже сейчас существует вертолетное такси, стоимость полета составляет 20 тыс. рублей. Аэротакси как ожидается сможет выполнять перевозки пассажиров по цене сравнимой с билетом на поезд.  

Кроме того, в отличии от конкурентов, консорциум участников рынка Аэроспейснет проектирует воздушные суда с салоном на 4 и на 7 мест, позволит снизить себестоимость одного полета. Также разработчики хотят в будущем предложить приложение, позволяющее пассажирам найти ближайшие посадочные площадки для поездки, сопоставимые по цене с такси, а также «услугу воздушного такси по требованию».
 
По расчетам участников проекта, аэротакси будет ближе к автомобильным, а не к сложным авиационным регламентам. Потребуется лишь сеть сервисных станций, а также оборудование специализированных парковочных мест, предназначенных для взлета и посадки беспилотников. Предполагается, что их оснастят необходимым навигационным и заправочным оборудованием. Причем по площади такие парковочные места будут не больше автомобильных. Да и стоимость нового транспорта планируют держать на уровне цены авто премиум-класса.

Для проекта аэротакси на сегодняшний день действуют несколько ограничений. Директор по правовым вопросам компании «Элекард Девайсез», эксперт по вопросам искусственного интеллекта и права Томского государственного университета Елена Ирискина, считает, что много проблем на данный момент находятся в технической и экономической плоскости. «Дороговизна летательных аппаратов, способных достичь нужной скорости, а также отсутствие инфраструктуры для массового использования», — отметила она.

«В целом, беспилотные аэротакси столкнутся с теми же проблемами, что и самоуправляемые автомобили. Но сфера воздушного пространства более урегулирована и регламентирована, чем сфера дорожного движения. Чтобы получить разрешение на взлет необходимо заранее согласовать маршрут и получить соответствующее разрешение у диспетчера. Это само по себе предполагает, что авиаперевозки являются более безопасным способом передвижения, исключают столкновения, если летательные аппараты двигаются согласно маршруту, по сравнению с автомобильным, поэтому аэротакси смогут избежать большего количества этических проблем».

Чтобы воздушные такси летали в городах, они также должны быть максимально тихими, считают экологи. Например, взлет и посадка вертолета связаны с шумовым воздействием, поэтому площадки нельзя будет размещать рядом с жилыми домами. Именно поэтому правильнее будет оснащать их не реактивным двигателем, а электрическим, — считает инженер-эколог, генеральный директор компании «Простое дело» Никита Литвинов.

Проректор по научной работе и инновационному развитию БГТУ «Военмех» Станислав Матвеев считает, что в принципе организовать аэротакси в Москве реально, но для этого необходимо законодательно интегрировать беспилотную и пилотируемую авиацию в единое воздушное пространство. «Сейчас запланировано создание зон совместного аэронавигационного и информационного обслуживания как беспилотной, так и пилотируемой авиации. В результате будут сформированы условия для безопасных и эффективных полетов беспилотных и пилотируемых судов в едином воздушном пространстве», — отметил Станислав Матвеев. 

Главная задача новой карты «Аэроспейснет» на данном этапе — разработка линейки глобальных инновационных продуктов, формирующих новые сегменты рынка. Среди них, кроме «аэротакси», «аэрогазель» — беспилотное или опционально пилотируемое воздушное судно транспортного назначения для региональных перевозок 7-12 человек и/или до 3 тонн груза на дальность 400 — 1500 км со скоростью до 650 км/ч и др., сеть центров виртуальных испытаний БВС, национальная геоинформационная платформа с инструментами для аналитической обработки данных дистанционного зондирования Земли и др. 

#Аэронет, #беспилотники, #аэротакси

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.