2035: in progress > Ликбез

23.01.2020

Вовлечь и осознать. Как студенту стать успешным и что для этого может сделать университет

042_IMG_9759.jpg

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ


Что такое успех в современном мире и как его достичь? Могут ли университеты влиять на успешность своих студентов? Какой должна быть эффективная образовательная среда? И как формировать осознанное отношение к своей траектории развития? Эти и другие вопросы обсудили российские и зарубежные эксперты в области образования на организованной Университетом 20.35 панельной дискуссии «Вовлеченность и осознанность студентов как ключ к успеху», состоявшейся в Сколтехе 16 января. Ntinews.ru приводит основные тезисы. 


Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:

– На самом деле вузы уже сегодня готовят человека к жизни. И большинство образовательных программ так или иначе с этим успешно справляется. Как показывает практика, человек легко меняет профессию в течение жизни, делает это сразу после выпуска из университета. Это значит, что мы готовим его к развитию. Давая ему высшее образование, мы делаем гораздо больше, чем берем на себя формально, обозначая задачи образовательной программы.

012_IMG_9587.jpg 

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ

Можно ли сделать еще больше? На что должны быть направлены изменения вузовской системы? Как понять, что университет поменял свою образовательную программу или подход к обучению правильно? Вроде бы очевидно: если мы готовим тех людей, которые способны развиваться в течение всей жизни, менять направление деятельности, обучаться, строить свою траекторию развития, то надо в университете создавать условия для того, чтобы человек это пробовал, чтобы он осваивал непростой навык определения своей траектории развития, принятия решений о том, что в текущей деятельности он неэффективен и ему следует освоить что-то новое. Это большой барьер, и для большинства людей преодолеть его в реальной жизни, особенно когда от этого зависит жизнь семьи, сложно. 

Можно как минимум дать право выбора и сделать так, чтобы человек понимал ответственность и последствия выбора своей образовательной траектории. В какой доле это делать и насколько это повлияет на компетенцию студента к последующему саморазвитию – вопрос. С этим нам надо работать. 

«Основные изменения, которые произойдут в системе высшего образования, заключаются в том, как создать в университете среду, в которой человек может принимать решения о своей траектории развития, может делать это осознанно, может пользоваться всеми возможностями университета и всей системы образования и выстраивать свой образовательный путь в пределах даже образовательной программы. А еще лучше – оставаться с университетской системой дальше, развиваться в течение всей жизни».
Для студентов есть одно необходимое условие: чтобы они осознанно принимали решения о своей траектории развития. Это вовлеченность в деятельность. Если человек не работает, если у него нет проекта, нет деятельности, для которой ему необходимо развитие и освоение новых компетенций, получение новых знаний, предельно сложно принимать об этом решения. Часто нет оснований и мотивации к получению знаний. Поэтому изменения, которые могут произойти в университетах, – это включение студентов в проекты, в профессиональную деятельность и последующее открытие для них образовательных возможностей, которые часто могут выходить за пределы университета. Если построение траектории находится в привязке к деятельности, которой занимается студент, то мы можем четко отследить, смог ли он в этой деятельности реализовать себя, смог ли получить новый опыт деятельности, освоить новый навык или применить новые знания. 

У университета появляется понятная логика управления средой развития. Университет понимает, какие студенты и насколько включены в деятельность, насколько у них сформирован образовательный запрос на определенные шаги в их траектории. Дальше вуз может управлять средой, чтобы количество вовлеченных студентов, студентов, которые осознано принимают решения о шагах развития своей траектории, было максимальным. Тем студентам, которые пройдут такой путь, будет проще не только осваивать новые навыки, но и принимать решения относительно изменения своей профессии и перестраивать траектории в соответствии с этим решением.

Построить образование в конкурентной среде достаточно просто, поскольку человек все время получает обратную связь, что он хуже кого-то. Когда мы говорим о персонализации обучения, где каждый готовится к своему набору компетенций, все становится сложнее, поскольку не с кем сравнивать: никто такой же деятельностью впрямую не занимается. Единственное, к чему мы смогли прийти за два года экспериментов, – это к тому, что человек должен в кооперационной модели оценивать результаты своего обучения. 



Университет 20.35 предлагает каждому обучающемуся оценить свой шаг развития. Если он прошел какой-то курс или только начал его обсуждать, он оценивает прирост своих знаний и навыков. Фактически это рефлексивная оценка, направленная в сообщество тех, кто учится примерно в том же направлении. Она становится тем самым цифровым следом, который мы в Университете 20.35 используем и который позволяет другим учиться лучше, быстрее и эффективнее. Это происходит, потому что вы уже внесли некоторый вклад в кооперацию, связанную с развитием людей в определенной области. Так возникает универсальный подход к мышлению о своем развитии, который позволяет быстро двигаться не только в некоторой области, но в принципе быть эффективным в своем развитии, поскольку происходит оценка и фиксация результативности каждого шага. Это необходимый элемент для того, чтобы персональные траектории развития в университетах были эффективными, системными и давали людям компетенции, связанные с их собственным развитием.

Есть ли у нас принципы, на основе которых мы должны принимать решения относительно того, в какую сторону наше пространство трансформировать? В этой части мы еще не научились работать с данными, хотя здесь они лежат на поверхности. Если нам нужна вовлеченность обучающихся, если мы умеем ее мерить, то можно проводить хоть каждую лекцию эксперименты, как ее повысить. В цифровом пространстве для этого есть бесконечные возможности – поменяли интерфейс, способ коммуникации между участниками и увидели, что вовлеченность повысилась. Одна из самых интересных компетенций современного университета – уметь трансформировать свое пространство, чтобы обеспечивать вовлеченность обучающихся. 

Когда мы проводили «Остров 10-22», пространство Сколтеха позволяло людям постоянно входить в новые коммуникации, а коммуникации приводят к формированию новых команд, проектов, к тому, что человек понимает, что в этом пространстве он может сделать бесконечно много, вовлекаясь в деятельность. Современным университетам нужно управлять своим пространством в динамике, отталкиваясь от того, как в нем протекают не только образовательные активности, но и в целом жизнь студентов и преподавателей. 


Бен Нельсон, основатель и генеральный директор Minerva:

– Сегодня основная проблема в следующем: восемнадцатилетний студент не представляет себе, кем он хотел бы быть, в США есть такая статистика. К примеру, из 100 восемнадцатилетних абитуриентов, которые хотят быть врачами, поступают в вуз и начинают изучать соответствующую программу, а затем работают по специальности только пятеро. У нас в 20 раз больше людей, которые считают, что обязаны пойти в университет, чтобы получить выбранную профессию, хотя на самом деле им это не нужно.

006_IMG_9556 (1).jpg

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ

Много времени потребуется, чтобы эта структура изменилась. В краткосрочной перспективе необходимо реформировать университеты, а не надеяться, что вузы сами исчезнут или что-то произойдет само собой. 

Если посмотреть на американские университеты 100 лет назад, они выглядели иначе. В течение первых трех лет обучения у студентов не было никакого выбора относительного того, что они изучают. Они изучали историю, философию, математику, естественнонаучные дисциплины, латынь, древнегреческий. Только в конце бакалавриата они могли выбирать, в какую сторону дальше развиваться. Программа была очень жесткой. 50 лет назад студенты взбунтовались против этой системы и потребовали возможность сделать учебные планы более гибкими и право самим выбирать, что изучать.

У студентов должна быть свобода, а у свободы – направление, инфраструктура, интеллектуальный язык, с помощью которого студенты могли бы делать осмысленный выбор. Для наших студентов мы используем самые современные технологии. И нам не хотелось бы, чтобы возникла ситуация, когда деньги, которые идут на образование детей или стипендии, тратились бы на что-то ненужное. Мы верим в эффективную инфраструктуру, а не роскошную.


Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University, вице-президент международной ассоциации менеджмента CEEMAN:

– Университет – это не про то, чтобы дать профессию. Университет – это то, что подготовит к жизни. Студентам надо помочь раскрыться. Поэтому у нас на первом курсе есть обязательный курс «Дизайн жизни». Студент должен сказать, чем он хочет заниматься, почему и что для этого сделает.

016_IMG_9601.jpg

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ


Мы должны помочь понять, что в жизни на первом месте, а что – на втором. Предлагаем такие курсы, как «Дизайн мышления», «Предпринимательство», – курсы, позволяющие раскрыть креативные способности. 

У нас с этого года открылась Лаборатория счастья. Мы все ориентированы на успех, а нужно быть ориентированным на счастье. 

Сейчас в жизни должны быть три культуры: техническая, гуманитарная, деловая. Когда вы заканчиваете вуз, у вас должно быть два диплома, обязательно перекрестные. Тогда появляются «отмычки к жизни», вы можете освоить любую профессию, у вас есть коммуникативные навыки и предпринимательские идеи.

«У меня есть мечта – читать лекции для родителей. Когда учатся дети, я вижу проблему в их воспитании, то есть родители дали неправильные установки и продолжают это делать. Дети всегда умнее родителей. Ребенок, который родился, необыкновенно умный. В три года это пытливый ребенок. Школьное образование усредняет всех. В вуз приходит уже успокоившийся человек, который не хочет менять мир. Нам надо не допустить этой успокоенности».
Если вы любите детей, вы будете хорошим учителем. Если не любите – исковеркаете ребенка. Надо давать возможность ребенку пробовать. Университеты должны создавать пространство для экспериментов. Но при этом надо видеть все поле образования по ширине, глубине и даже 3D и 4D. 

У нас есть обязательный предмет на первом курсе – Service Learning, или «Обучение служению». Учащийся может выбрать социальное учреждение – детский сад, школу, больницу, делать в нем что-то как волонтер бесплатно. А потом сдавать экзамен: выбираешь команду и защищаешь проект по улучшению этого учреждения.


Кит Стивенсон, первый проректор, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Сколтеха:

– В настоящее время многие университеты стремятся к обновлению за счет децентрализации и диверсификации. Таким вузам принято присваивать уровень 2.0 или 3.0. Вместо традиционных факультетов по специальностям в таких университетах практикуются междисциплинарные программы, в которых могут быть задействованы преподаватели и студенты из любой страны мира, а финансирование образовательных программ может осуществляться при участии сразу нескольких университетов-партнеров. 

026_IMG_9681.jpg

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ


Считается, что такой подход позволяет не только проводить модернизацию образовательных учреждений, но и учитывать особенности нового поколения студентов – «цифровых аборигенов». Это люди, которые работают и учатся по-другому, совсем не так, как предыдущие поколения, поскольку с раннего детства осваивают современные технологии и имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками по всему миру. Они постоянно на связи. Они хотят немедленной отдачи. Глядя на таких студентов, понимаешь, что они готовы взяться за любое дело, даже если пока не имеют необходимой для этого подготовки.

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:

– Такты получения нового знания и его применения стремительно сокращаются. Чем чаще эти такты проявляются, тем лучше. В связи с этим возникает много разных способов подготовки, такие как learning by doing, проектный метод подготовки. Все управленческие методы – от Scrum до Agile – сокращают время. В образовательном процессе это будет необходимостью.

040_IMG_9752.jpg

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ


Процесс образования становится фоновым. Все меньше осознанного процесса познания, все больше познания, обусловленного какой-то целью. 

Скорее всего образовательный ландшафт будет наполняться устройствами, специализированными помощниками, дополняющими отсутствие у человека способности конструировать собственную траекторию. И единицы людей будут эту систему дорабатывать.

Самый яркий и видный образовательный процесс – это подготовка чемпионов. Она строится по принципу взаимной зоны развития. Если есть достаточно людей, заинтересованных в одном сегменте зоны развития, то надо просто быть лучше другого. И сообщества, где есть такая признанная зона развития, начинают обрастать «агрессивными» студентами. Эти студенты хотят развиваться и занять место в пищевой цепочке. И магия в том, что они действительно занимают это место. Действительно выталкивают «старых». Куда деваются «старые»? Они уходят вперед.

Марина Киселева

#Образование, #Университет "20.35"

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.