2035: in progress > Ликбез

25.04.2019

VR по-английски или как учить языки в виртуальной реальности

Мы составили обзор приложений, которые предполагают использование шлема виртуальной реальности и протестировали их
Wavebreakmedia_VR.jpg

фото: edtechmagazine.com

Существует множество различных методик и техник обучения иностранным языкам в зависимости от целей, программ, индивидуальных особенностей учащихся и других факторов. Прежде чем приступить к изучению иностранного языка, нужно понимать, для чего нужен этот язык, какова сфера его применения в будущем и каков минимальный удовлетворительный уровень владения языком для конкретного учащегося. 

Очевидно, что нецелесообразно поступать на курсы бизнес-английского, если язык нужен исключительно для туристических поездок. Аналогично, коммуникативная методика, предполагающая минимальное использование родного языка на уроке, будет неуместна при обучении переводу с родного языка на иностранный. 

Именно поэтому универсального метода не существует и не может существовать. Современные языковые программы общей языковой подготовки не ограничиваются упражнениями и текстами из учебников: преподаватель старается использовать на своих уроках аудио, видео, презентации, игры, разговорные карточки, кейсы, онлайн-платформы, мобильные приложения и так далее, список средств достаточно широк. С недавних пор этот список пополнился технологиями виртуальной реальности.

VR-технологии в изучении языков
В настоящий момент рынок образовательных продуктов для изучения языков в виртуальной реальности невелик. Список научных исследований, посвященных этой теме, также ограничивается небольшим количеством публикаций.  Тем не менее, во всех научных публикациях говорится о плюсах виртуальной образовательной среды, таких как наглядность, вовлеченность, фокусировка, эффект присутствия, сверхстимуляция органов чувств, безопасность и многие другие. 

На основе анализа поисковой выдачи Google мы составили обзор приложений, которые предполагают использование шлема виртуальной реальности и протестировали их лично и с участием студентов ДВФУ, изучающих английский язык. Готовых к использованию отечественных разработок мы, к сожалению, не нашли. 

Приложения и платформы, на которых можно изучать иностранный язык, можно разделить на две большие категории: специализированные и смежные. Цель специализированных приложений – непосредственно изучение языков, в смежных приложениях изучение языка – дополнительная возможность. 
 
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАЗРАБОТКИ
 
MondlyVR
MondlyVR от ATi Studios – VR-приложение специально для изучения языков. Учащийся «переносится» в виртуальную среду, где может взаимодействовать с виртуальными персонажами с помощью технологии распознавания речи. 

Сразу после запуска программы учащийся указывает свой родной язык и выбирает один из тридцати языков для обучения. Затем пользователь может выбрать, в каких ситуациях он хочет отработать навыки общения: поезд, такси, стойка регистрации отеля и ресторан. Также учащиеся проходят лексические мини-уроки по таким темам, как животные, овощи, фрукты, космос. 

Несмотря на упрощение графических элементов (низкополигональная графика, примитивная анимация), дизайн не вызывает нареканий и вызывает ощущение присутствия. Однако, это ощущение исчезает при попытке пообщаться с персонажами. Когда персонаж говорит с учащимся, последний может выбирать только из вариантов, предложенных программой. Эти варианты представляют собой достаточно громоздкий элемент интерфейса, который также негативно влияет на восприятие ситуации как реалистичной. Помимо этого для записи голоса нужно навести указатель контроллера на элемент интерфейса, изображающего микрофон и нажать триггер, что делает речевое взаимодействие неспонтанным, а диалог – затянутым. К тому же учащийся не может задавать вопросов собеседнику сам, инициатива в диалоге всегда принадлежит искусственному интеллекту. 

В части лексических уроков программа проработана слабо. Используется технология speech-to-text, которая несмотря на дешевизну, неадекватна целям обучения языку. Неправильные интонации, грубые грамматические ошибки («Я буду остаться в отеле до пятницы»), неправильное употребления лексики и прочее делают робота не просто неэффективным, а скорее, вредным тренажером. 

Таким образом, MondlyVR можно рекомендовать как дополнительный инструмент обучения только при исправлении ошибок. Приложение будет особенно полезно для учащихся с уровнем А2 (pre-intermediate) для практики элементарных диалогов, а также для учащихся с «языковым барьером». 
 
VirtualSpeech
В отличие от предыдущего приложения, виртуальная реальность на образовательных курсах от VirtualSpeech представляет собой дополнительный элемент в комплексной системе обучения. Так, дистанционный курс English for Business включает в себя два компонента: стандартный онлайн-курс с видеолекциями, статьями для чтения, тестами и кейсами, практические занятия по применению теоретических знаний в виртуальной реальности. 

Курс включает в себя сорок девять уроков и шесть VR-сценариев. Рассмотрим, как это работает на примере темы «бизнес-нетворкинг». После видеолекции и чтения дополнительной литературы, учащемуся предлагается применить полученные знания на практике. Надев шлем, он оказывается на типичном профессиональном мероприятии, где может поговорить последовательно с каждым из коллег. К сожалению, ощущение погруженности в коммуникативную ситуацию пропадает из-за неинтерактивности персонажей: они лишь проговаривают записанную аудиозапись, разделенную паузами, во время которых может говорить учащийся. При этом содержание речи учащегося программой игнорируется. Чтобы собеседник продолжил разговор после паузы, нужно нажимать на специальную кнопку интерфейса. 

После завершения такого «диалога» система оценивает степень поддержки визуального контакта и предлагает мини-тест по услышанному материалу. Например, нужно ответить, откуда собеседник, в какой компании работает, почему решил посетить данное событие и т.д. Такое упражнение не только тренирует навыки восприятия на слух звучащей иностранной речи, но также развивает внимательность и память, необходимые в профессиональном общении.
 
Однако неинтерактивность персонажей не принципиальна в других сценариях, например, на репетиции публичного выступления. Предварительно загрузив свою презентацию, учащийся должен говорить достаточно продолжительное время перед виртуальной аудиторией из девяноста человек, стараясь не отвлекаться на тех, кто двигается, записывает или пьет кофе. Полезной функцией является возможность сохранить аудиофайл своего выступления.
 
С появлением курсов, подобных описанному, можно с осторожностью говорить о новом типе смешанного обучения (blended learning), где вместо очного компонента выступает компонент виртуальной реальности. И инструмент виртуальной реальности, правильно встроенный в систему языкового онлайн-курса, может быть полезным тем учащимся, кто предпочитает осваивать языки самостоятельно онлайн. 
 
Приложения для изучения лексики 
Существует несколько мобильных приложений для запоминания слов, не так давно к ним добавились подобные приложения с использованием технологии виртуальной реальности. Изучение вокабуляра здесь аналогично физическим словарным карточкам или изучению слов методом стикеров, который многим хорошо известен: на все объекты окружающего пространства (как правило, дом или офис) приклеиваются стикеры с названиями этих объектов (холодильник, зеркало, дверь). Надевая шлем виртуальной реальности и загрузив приложение VR Learn English от ProVR Games, учащийся попадает в виртуальную квартиру с крайне простым, схематичным дизайном. Учащийся двигается по квартире сообразно движению головы, при этом слышит, как слова произносятся и видит, как они пишутся. Приложение интуитивное, быстро грузится, а примитивная графика не вызывает сильного отторжения, поскольку ее достаточно для реализации главной функции приложения: запоминания слов. С точки зрения методологии может вызвать вопрос эффективности изучения лексики в отрыве от контекста, но возможность обучения без использования родного языка – очень важное достоинство приложения с точки зрения коммуникативной методики обучения. 

Приложение PanoLingo от ITgenerator, которое позиционирует себя как первое приложение для изучения языков, в своей задумке не отличается от предыдущего. Учащийся также находится в обстановке дома, также изучает написание и звучание окружающих объектов. В PanoLingo добились большей реалистичности, использовав панорамные фото на 360 градусов, но лишили учащегося возможности перемещения в пространстве (имитации перемещения). 

В программе, кроме дома, есть и другие локации, например, автобус, магазин или офис. Главный недостаток приложения на текущий момент ¬– его недоработанность. Так, в текстах на официальном сайте встречаются грамматические ошибки, а серьёзные ошибки в самой программе не дают, например, передвигаться от одного слова к другому в процессе обучения. 

Многие специализированные приложения для изучения иностранных языков находятся сейчас на стадии разработки. Например, в приложении ImmerseME планируется использовать панорамные видео 360ос записью речи реального актера, с которым учащийся сможет иметь нечто похожее на диалог. Другая интересная программа, находящаяся в разработке – игра в виртуальной реальности для изучения языков Argotian. Создатели игры утверждают, что комбинация средств виртуальной реальности, искусственного интеллекта и WebXR позволит определить уровень владения языком конкретного пользователя и выстроить соответствующую индивидуальную траекторию обучения. Насколько успешной будет реализация этих идей, покажет будущее. 


СМЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ
 
Список виртуальных пространств, с помощью которых можно улучшить свои языковые навыки, в особенности в английском языке, гораздо шире, чем список специализированных средств. Есть три группы приложений: виртуальные социальные сети, образовательные платформы и игры.

Социальные сети
Виртуальных площадок для общения становится все больше, например, различные VRChat, Altspace, VTime, FacebookSpaces, Recroom и другие. Все они дают возможность языковой практики.

 Рассмотрим, как это работает на примере программы Altspace. Слоган Altspace можно перевести как «Не виарь в одиночестве», и здесь все направлено на общение. Есть три основные опции: 1) интерактивные игры с друзьями, 2) виртуальные события, 3) общение с друзьями и незнакомыми пользователями. Познакомиться с кем-то и поддержать разговор на изучаемом языке можно как на виртуальном событии, так и присоединившись к открытой встрече. Участники сообщества, как правило, дружелюбны и сами заводят разговор, видя новичка. Если же кто-то из собеседников ведет себя некорректно или слишком активно, у его аватара можно отключить звук. 

В схожей программе VTime сосредоточиться на практике языков легче: красиво отрендеренные пространства (у костра, в переговорной небоскреба и даже в открытом космосе) рассчитаны на небольшое количество участников и располагают к спокойному общению. На платформе можно как встречаться с друзьями, так и знакомиться с новыми людьми. 

Некоторые преподаватели иностранных языков уже используют виртуальные социальные пространства для различных разговорных клубов. Такой формат занятий может подойти интровертам: некоторые учащиеся чувствуют себя спокойнее и безопаснее, используя аватар. 

Образовательные платформы
Если преподаватель хочет вести уроки, приближенные к традиционному формату, и использовать на своих занятиях презентации, текстовые материалы, различные объекты, видео и прочее, то виртуальная реальность предлагает специально разработанные образовательные платформы.

EngageVR от Immersive VR Education позволяет собирать аудиторию до шестидесяти человек, используя на занятиях не только стандартные инструменты типа доски, но и различные 3D-объекты, которыми можно манипулировать в виртуальном пространстве (например, увеличить молекулу до гигантских размеров, делая лекцию более живой и наглядной). Кроме того, платформа содержит несколько готовых обучающих уроков, а также серию видео 360о, которые можно встраивать в структуру урока. 

К сожалению, несмотря на амбициозность проекта и перспективность разработки, платформа все еще не готова к использованию. Во-первых, каждое учебное пространство загружается очень долго, в среднем 15-20 минут. Это можно было бы объяснить загрузкой всей сцены из сервера, но при закрытии сервера все загруженные данные удаляются. Во-вторых, использование функций программы, таких как манипуляция с объектами, требует дополнительных навыков со стороны преподавателя из-за неинтуитивности интерфейса.


Платформа Rumii от Doghead Simulations, обладая тем же набором функций и инструментов (доска, 3D-объекты, демонстрация экрана, обмен файлами) работает быстрее и является более интуитивной в освоении, хотя отличается более простой графикой. Разработчики позиционируют себя как «иммерсивный офис», делая акцент на том, что Rumii – пространство для встреч, совместной удаленной работы и учебы. Большое достоинство программы – ее кроссплатформенность, включая возможность работы на iOS. Если учебное заведение не может приглашать на занятия преподавателя-носителя языка, использование Rumii оправдано. 

Заслуживают упоминания VR-системы, внедряемые в школах Великобритании, ClassVR от Avantis Systems Ltd. и RedboxVR от RedboxVR Ltd. Компании выпускают собственные шлемы виртуальной реальности, которые используются исключительно для занятий в классе либо по специально разработанным урокам, либо в качестве дополнения к традиционным урокам.  

Так, ClassVR предлагает специальные программы с использованием виртуальной реальности для нескольких школьных уроков, таких как история, естественные науки, искусство и культура, основы безопасности и другие. Автономность продукта упрощает его внедрение в школы. Школа приобретает готовый к использованию набор из восьми или четырех шлемов в специальном портативном ящике для хранения. Помимо контента для виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, материалы к занятиям включают планы уроков, тесты, игры, кейсы и другие задания. Разработчики, кроме того, предлагают бесплатную демонстрацию и обучение учителей. Минус – высокая стоимость обучающих комплектов и ориентация на школьную программу Великобритании. 


Заключение

Рынок изучения иностранных языков в виртуальной реальности представляет собой множество разрозненных разработок разной степени качества и завершенности. В отличие от рынка учебников по английскому языку, где есть свои лидеры и каноны, выработанные в ходе многочисленных исследований, в сфере виртуальной реальности таких лидеров нет.
 
Важно помнить, что техники обучения иностранному языку в виртуальной реальности представляют собой один из инструментов, который дополняет существующий набор методических средств. Его эффективность в сравнении с другими способами дистанционного освоения языков (Skype, мобильные приложения, онлайн-курсы) еще предстоит доказать. И не смотря на все достоинства и потенциал VR, использование технологии должно быть разумным и соответствовать принципу дидактической целесообразности – новые технологии следует использовать только в тех учебных ситуациях, когда традиционные методы менее эффективны. Не стоит использовать VR ради VR, как бы много надежд на эту технологию не возлагалось. 

Юлия Хукаленко, научный сотрудник Центра НТИ по направлению  «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности»

#VR, #образование

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.