2035: in progress > СквоТ

20.05.2019

VR для школьников. Как сдать ОГЭ по физике в очках виртуальной реальности

Весной 2019 года российские девятиклассники впервые начали готовиться к Основному государственному экзамену (ОГЭ) с помощью технологий виртуальной реальности. Эксперимент проходит в нескольких учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока и пока касается только двух предметов – химии и физики. Но в случае успеха, уже к концу 2019 года список предметов, как и число школ, готовящих к ОГЭ с применением VR, может расшириться. Подробности – в материале ntinews.ru.
VR в ОГЭ – зачем это все?
pht_-15.jpg

Фото: Денис Слабко

ОГЭ в обязательном порядке сдают учащиеся девятых классов всех российских школ. Это не самый сложный школьный экзамен, но готовиться к нему приходится. В некоторых школах к ОГЭ готовят основательно, выделяя под него значительную часть учебных часов. В некоторых – похуже, тогда школьникам приходится ходить к репетиторам, на дополнительные занятия или подтягивать знания самостоятельно. Как сделать так, чтобы подготовка была эффективнее и на нее уходило меньше времени, а ученикам было интересно и понятно?

Специалисты Центра НТИ по нейротехнологиям, виртуальной и дополненной реальности решили опробовать в качестве инструмента подготовки к ОГЭ технологию VR. Исследовательская гипотеза состояла в том, что VR упрощает восприятие и усвоение учебного материала, поскольку позволяет визуализировать образовательный контент. К тому же такой формат урока сами школьники оценивают как более интересный, поэтому их не надо дополнительно мотивировать, заставлять, заинтересовывать, что существенно упрощает жизнь учителям. Если все сложить, результаты обучения должны улучшаться, что в данном случае измеряется более высокими баллами ОГЭ.

Подготовительная часть проекта началась в августе 2018 года, к ноябрю первая версия продукта была готова, а весной 2019 стартовали пилотные занятия в школах. Первыми прошли подготовительные уроки по химии, сейчас школьники готовятся к физике.

Что за эксперимент? 
_DSF6435.jpg

Фото: Денис Слабко

Всего в проекте по физике участвуют 80 школьников. Они разделены на экспериментальную и контрольную группы. Первые – готовятся к ОГЭ с помощью VR, вторые – традиционными способами. Пока речь идет только о подготовке по определенным темам – «Магнитное поле, Электромагнитная  индукция». Механика исследования проста: перед тем, как начать урок, обе группы сдают вводный тест, затем в течение 2-3 дней проходят занятия – в VR или обычные, с учителем и доской, – затем снова тест. В июне ОГЭ. 

Линейку предметов планируется расширять. Уже полностью готов контент по математике, есть методические наработки по английскому и испанскому языкам, в планах – биология и история. 

Многие школы уже сейчас заинтересованы в том, чтобы использовать на уроках как конкретный продукт Центра компетенций, так и VR-технологии в целом. 

A56A0011_DxO.jpg

Фото: Роман Cавин

Большинство экспертов отмечают, что благодаря использованию виртуальной и дополненной реальности на занятиях, образование станет более доступным. В первую очередь это касается учащихся сельских школ, а также школ, находящихся в труднодоступных районах. Другое преимущество – в VR сложное становится более понятным. Это происходит за счет того, что в физике, например, законы природы становятся наглядными, считает Лидия Ятлук, методист компании Modum lab, разрабатывающей для проекта контент по физике. «На занятиях по электромагнетизму ребята могут увидеть магнитные поля, как они направлены, как связаны между собой магнитные стрелки и то, как выглядит магнитное поле у проводников. Учеба таким образом становится легче», ¬– отмечает эксперт. 

Несмотря на перспективность технологии в подготовке к экзаменам и использованию на уроках учителя и специалисты Центра НТИ стараются относиться к VR объективно: виртуальная реальность – лишь один из инструментов подготовки и его следует задействовать только в том случае, когда он эффективнее других. VR ради VR не нужен ни школе, ни разработчикам. «Виртуальная реальность — инструмент для смешанного обучения. Обычные уроки и экзамены, а ОГЭ и ЕГЭ у нас проходят в бумажном формате, никуда не денутся. Кроме того, собрать своими руками электрические схемы пока невозможно в виртуальной реальности. Соответственно, ребятам это по-прежнему будет интересно делать с помощью учителя и специального набора», – полагает Ятлук.

Наглядные, безопасные, твои

pht_-12.jpg

Фото: Денис Слабко

В середине мая VR-занятия по подготовке к ОГЭ по физике прошли в Гуманитарно-экономическом колледже (ГЭК) ДВФУ во Владивостоке. Ребятам изучать физику в виртуальной реальности понравилось. В VR материал представлен как в жизни, много примеров, можно все «потрогать руками», говорят участники эксперимента. «Польза от занятий колоссальная, потому что все объясняется просто и понятно, на примерах, все перед глазами. Не на доске нарисовано, а фактически перед нами изображен мир. В процессе работы мы видим различные схемы, магниты, их принципы действия», – рассказывает ученик 9 класса ГЭК Иван Кобец. 

«Мне понравилось заниматься физикой в VR-очках, потому что так гораздо проще и нагляднее можно изучать различные законы и правила. Мы изучали правило буравчика и правило правой и левой руки, и их проще представлять  в пространстве, а не на плоскости, как на обычных занятиях. В VR объясняется, как эти правила применять и мы можем посмотреть со всех сторон, увидеть всю картину происходящего», – делится впечатлениями учащийся 9 класса ГЭК ДВФУ Никита Карабаджак.

_DSF6492.jpg

Фото: Денис Слабко

Единственный минус очков, по словам школьников, связан с субъективными ощущениями, которые могут возникнуть от длительной работы. «Задумка использовать на уроках VR-очки классная, только в процессе работы начинают уставать глаза и голова, и думать становится сложнее», – сетует Иван. Эта особенность влияния VR-очков и шлемов известна давно и постепенно, по мере того, как и сами очки, и софт становятся более качественными, все меньше людей жалуются на усталость глаз и головокружение. «У меня глаза не устают, потому что я много программирую и уже привык к нагрузке», – отмечает Никита.

Администрации колледжа идея использовать VR в подготовке к ОГЭ тоже понравилась. «Это замечательный эксперимент, нам интересно посмотреть, что же будет в итоге. Я бы отметила такую особенность: виртуальная реальность не может полностью заменить реальную практику, лабораторные работы, но может стать альтернативой, – считает директор колледжа Мария Юденко. – Когда в школьных лабораториях недостаточно оборудования, в том числе дорогостоящего, или расходных материалов, виртуальная реальность позволяет их заменить. Также я считаю, что VR – хорошая альтернатива с точки зрения безопасности. Учащиеся могут ошибаться, экспериментировать, соединять несоединимое. В реальной жизни это порой невозможно», – отметила Юденко.

Когда же результаты?

pht_-40.jpg

Фото: Денис Слабко

Помогает ли VR в подготовке к ОГЭ, и если да, то насколько хорошо, эксперты Центра НТИ обещают рассказать уже в июле. После того, как баллы ОГЭ будут официально объявлены, специалистам потребуется две-три недели, чтобы обработать данные, провести сравнительный анализ результатов предварительных тестов и баллов ОГЭ, сделать выводы и решить, что делать дальше. Но один вывод можно сделать уже сейчас: виртуальная реальность, может, и не станет панацеей и не решит всех задач подготовки к экзаменам, но уж точно сделает эту подготовку, как минимум, интересной.

Марина Киселева

#Образование, #VR

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.