Новости > Хроника рынков НТИ > AeroNet

18.11.2019

Программы обучения на оператора беспилотников представят в Росавиацию

Внешний пилот должен уметь подготовить беспилотное воздушное судно к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения
Генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев сообщил изданию «Известия» о разработке программы подготовки операторов малых дронов.
Типовые образовательные программы для подготовки операторов беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг планируется представить на согласование в Росавиацию до конца нынешнего года. 

Гражданские беспилотники легче 30 кг используются для съемок, организации воздушных шоу и занятий авиамоделированием. Частным лицам, приобретающим дроны для личного пользования свидетельство оператора не нужно. Но оно требуется, если беспилотник применяется в коммерческих целях. 

Ранее ассоциация Аэронет при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем... до 30 кг». В 2018 году документ был утвержден приказом Минтруда.

В соответствии с документом, внешний пилот должен уметь подготовить беспилотное воздушное судно к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и госкорпорацией по организации воздушного движения (ОрВД). В его обязанности также входит проведение поисковых работ в случае аварии. На основании утвержденного стандарта «Аэронет» совместно с Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации разрабатывает программы обучения.

Программы разбиты на четыре категории продолжительностью от восьми до 80 академических часов. Сложность обучения будет зависеть от массы беспилотника, целей его использования и условий эксплуатации.

«Минимальное количество часов предусмотрено для тех, кто планирует управлять дроном в пределах прямой видимости для развлекательных шоу. Если же беспилотник используют для выполнения задач за пределами визуальной видимости, нужен совсем другой объем знаний и навыков», – пояснил Глеб Бабинцев.

На сегодняшний день действуют различные курсы обучения управлению дроном. Как правило, их организуют производители беспилотников.

Программы обучения настраиваются индивидуально и включают в себя практические уроки, инструкции по коммерческому дистанционному пилотированию и расширенную подготовку по конкретным миссиям:
- поиск и спасение людей;
- использование тепловизора на платформе БПЛА;
- аэрофотосъемка;
- инспекция;
- воздушная видеосъемка.

Теоретическая часть курсов включает изучение юридических аспектов норм законодательных актов Воздушного Кодекса РФ, Федеральных Авиационных правил, гражданского, административного и уголовного кодексов. Предусмотрено изучение основ аэродинамики мультикоптерной платформы, основ навигации, правила безопасного использования дрона, управление различными ПО и проверка готовности систем к полету. 

В ходе практических занятий отрабатываются навыкы пилотирования с использованием профессиональных симуляторов для последующих полетов с разнообразными полетными заданиями, управление камерой и интеллектуальные режимы полета с планированием полета для осуществления аэрофотосъемки, действия оператора БВС при аварийных ситуациях.

Например, пятидневный курс обучения операторов беспилотных воздушных судов, организуемый Центром беспилотных технологий Terradrones, проводится совместно с Московским авиационным учебно-тренировочным центром гражданской авиации по утвержденному профессиональному стандарту. После завершения курса учащиеся получают свидетельство о должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». 
Стоимость курса 50 000 рублей (40 учебных часов). После прохождения курса и успешной сдачи квалификационного экзамена учащиеся получают свидетельство о должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».

Чтобы осуществлять коммерческие работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатанта воздушного судна. Для этого нужно подтвердить квалификацию оператора, то есть нужен легитимный документ об обучении. Утверждение образовательных программ на уровне Росавиации позволит легитимно готовить специалистов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиационных работ.

«Сейчас, несмотря на наличие профстандарта, никакой силы документы об окончании разнообразных курсов не имеют», – подчеркнул Глеб Бабинцев.

Как отмечается в материалах ассоциации Аэронет, в США разработано 12 программ подготовки внешних пилотов для различных категорий эксплуатантов. 

«Внешний пилот – это член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы».

Исходя из этого, внешним пилотом является любое лицо, управляющее беспилотником, независимо от размера, максимальной взлетной массы, цели полета и других характеристик летательного аппарата. Кроме того, внешний пилот в соответствии с приказом Минтранса России от 4.08.2015 № 240 отнесен к специалистам авиационного персонала безотносительно массы БВС.

Свидетельство внешнего пилота - официальный документ, на выдачу которого уполномочена только Росавиация. Ни одно другое учреждение или учебное заведение не имеет права выдавать такие свидетельства. Для получения документа необходимо пройти обучение в сертифицированных Росавиацией авиационных учебных центрах (АУЦ), при этом в сертификате АУЦ должно быть указано направление подготовки - подготовка внешних пилотов.

На текущий момент учебные заведения не имеют таких сертификатов, выданных Росавиацией, а значит, они не могут вести официальную подготовку внешних пилотов для управления БВС.

#Аэронет, #Беспилотники

string(3) "!!!" array(14) { ["ID"]=> string(4) "3900" ["~ID"]=> string(4) "3900" ["NAME"]=> string(61) "Будущее AeroNet : лекции и практикумы" ["~NAME"]=> string(61) "Будущее AeroNet : лекции и практикумы" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:33:06" ["~DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:33:06" ["PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(40) "https://rf2035.net/labs/faculty/8/lab/0/" ["~PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(40) "https://rf2035.net/labs/faculty/8/lab/0/" ["PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13041" ["~PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13041" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4046" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4046" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" }

Принять участие

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.