Новости > Хроника рынков НТИ > MariNet

09.10.2019

Судостроителям предложат сеть хабов для выхода на глобальный рынок

Развитию отечественных верфей необходимы заказы зарубежных судовых операторов и спрос на арктические морские перевозки
Рабочая группа Маринет Национальной технологической инициативы планирует создать международную сеть по поддержке экспорта отечественных производителей в области гражданского судостроения, сообщает «Российская газета» https://rg.ru/2019/10/08/reg-szfo/u-sudostroitelej-poiavitsia-novyj-mehanizm-vyhoda-na-mirovye-rynki.... Первый такой хаб участники рынка Маринет намерены организовать в Финляндии и с его помощью выходить на европейских заказчиков.

Сегодня Россия является признанным мировым лидером по строительству военных и исследовательских судов. Однако в гражданском сегменте все не так радужно. В прошлом году отечественные предприятия передали заказчикам 70 гражданских судов общей вместимостью порядка 175 тысяч регистровых тонн. В то время как в мире одновременно велось строительство полутора тысяч судов и морских сооружений, их общий тоннаж составил порядка 52 миллионов регистровых тонн.

Гражданское судостроение –  направление для отечественных верфей относительно новое. Исторически сложилось так, что в России в основном строились специализированные суда, а, например, пассажирские страна закупала.

Сейчас становится очевидным, что и этот тип кораблей необходимо строить. Средний возраст гражданских судов в стране составляет 36 лет, и флот нуждается в обновлении. Основные надежды по развитию гражданского судостроения эксперты отрасли связывают с Северным морским путем и ростом перевозок сжиженного природного газа.

«В ближайшие годы мы прогнозируем рост добычи и переработки углеводородного сырья с активным развитием морских портов в Арктической зоне, –  отметил заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев, выступая на пленарном заседании конференции гражданского судостроения «Нева-2019». –  Данные перспективы ставят задачу по созданию современного ледокольного флота и технических средств по проводке судов по Севморпути. Нам предстоит увеличить долю отечественного судового комплектующего оборудования, закрепить свои уникальные компетенции в части арктического судостроения. Среди ключевых задач в гражданском сегменте –  обеспечить строительство собственных крупнотоннажных морских транспортных судов, в том числе и пассажирских лайнеров, специализированных технических средств.

Фактически судостроители находятся между собой в конкурентной борьбе за заказы. И именно это является одним из самых главных факторов, сдерживающих международное сотрудничество в гражданском судостроении, отмечает глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

«Международное сотрудничество в судостроении» звучит здорово, но на практике каждый судостроитель в конечном итоге рассчитывает на одно: привлечение заказов на свои верфи, - отмечает Алексей Рахманов.

Но в то же время глава ОСК подчеркивает: ориентироваться исключительно на внутренние возможности Россия не может.
«Под тот объем потребления, который есть на российском рынке, экономически обоснованных инвестиций в производство дизельных двигателей, механизмов, подъемных устройств с большой долей вероятности не найдется. А расклад такой: мы опять будем видеть профанацию локализации, переклеивание ярлычков и выдачу желаемого за действительное. Либо это будут очень дорогие экземпляры, которые так или иначе потребуют субсидий», –  констатирует Рахманов.

Таким образом, международное сотрудничество в гражданском судостроении в том или ином виде необходимо. Экономически оно вполне обосновано. В России есть мощности для гражданского судостроения, а если рассматривать вопрос с точки зрения логистики, то доставлять в европейские страны запчасти с Северо-Запада страны выгоднее, чем, например, из Китая. Осталось главное - выстроить технологические цепочки, чтобы международное сотрудничество не ограничивалось декларациями, а вышло на уровень конкретных проектов.

#Маринет, #судостроение

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.