Новости > Хроника рынков НТИ > MariNet

08.05.2019

В Санкт-Петербурге разработаны подшипники без смазки для судовых винтов

Вместо бронзовых подшипников на гребных винтах будут использоваться углепластиковые, не нуждающиеся в смазке

Российские исследователи разработали самосмазывающиеся подшипники для винтовых судов. Это изобретение позволит сократить загрязнение водоемов при утечке масла, сообщает агентство ТАСС.


3105876.jpg

Фото: autogear.ru

Специалисты компании «Рада Индастриз» — участника рынка MariNet Национальной технологической инициативы  создали композитные материалы на основе углепластика для производства самосмазывающихся подшипников. Изобретение позволит судостроителям полностью отказаться от использования минеральных смазочных материалов и сократить загрязнение водоемов при утечке масла, сообщил руководитель компании «Рада Индастриз» Артем Маланюк.

Передачу крутящего момента от судового двигателя на гребной винт обеспечивает комплекс валопровода. Сегодня в валопроводах большинства винтовых судов используются бронзовые подшипники, нуждающиеся в постоянной смазке. Герметичность систем подачи масла часто нарушается, что приводит к утечке и загрязнению водной среды. Эксперты полагают, что в среднем потери масла одного судна могут достигать 7 л в день, а в мировом масштабе загрязнение рек, морей и океанов выражается в сотнях тонн разлитого масла ежегодно.

Российские исследователи смогли разработать полимерные композиты на основе углепластика с несколькими добавками, которые позволяют изготавливать самосмазывающиеся подшипники. «Модифицированные антифрикционные углепластики мы дополнили добавками, которые действуют в том числе на молекулярном уровне, кроме этого применена уникальная система гибридного армирования. Добавки позволяют создать на поверхности подшипника активный слой со смазывающими свойствами, который при этом остается твердым», - пояснил представитель компании-разработчика.

«Наша разработка превосходит зарубежные аналоги по целому ряду параметров - износостойкости, по коэффициенту трения, прочности, ударостойкости, химической стойкости к соленой воде и легкости. При этом стоимость российских подшипников на основе углепластика будет как минимум в два раза ниже», — подчеркнул Артем Маланюк.

Авторы разработки уже создали опытные образцы, которые сейчас проходят испытания в лабораториях Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

«Новые материалы для инновационного судостроения — одно из перспективных направлений рынка «Маринет». Данный проект одобрен рабочей группой «Маринет» и примет участие в конкурсе Фонда содействия инновациям «Развитие-НТИ», заявочная кампания которого завершится в конце мая. Победители получат финансовую поддержку проведения НИОКР в размере до 20 млн рублей», — отметил заместитель руководителя рабочей группы MariNet НТИ Александр Пинский.


Национальная технологическая инициатива (НТИ) — государственная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Программа состоит из 11 направлений, включая рынок MariNet, для развития которого создана одноименная рабочая группа.

С момента создания направления НТИ MariNet в 2016 году государственную поддержку уже получили 76 высокотехнологичных российских проектов в таких областях, как технологии освоения ресурсов океана, инновационное судостроение, цифровая навигация и связь.

#МариНет, #MariNet

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.