Новости > Хроника рынков НТИ > MariNet

21.05.2019

В Санкт-Петербурге заложили первое судно, способное плыть без экипажа

При строительстве «Пионер-М» будут использованы самые передовые технологии, используемые в гражданском судостроении России
Сегодня, 21 мая, на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге, входящем в в Объединенную судостроительную корпорацию, заложено первое в России судно «Пионер-М» с потенциалом беспилотного вождения. Судно будет построено по концептуальному проекту, предложенному студенческим конструкторским бюро «Пионер-М».

pioner_m.jpg

Проектирование научно-исследовательского судна «Пионер-М» велось параллельно студенческим проектным офисом, в котором работали студенты 9 вузов, и севастопольским КБ «Коралл». 

На церемонии закладки выступил исполнительный директор «Платформы НТИ» Андрей Силинг. Он напомнил, что три года назад проект беспилотного научно-исследовательского судна был представлен на наблюдательном совете АСИ президенту страны Владимиру Путину и глава государства подчеркнул его особую значимость. «Все началось несколько лет назад с конкурса студенческих проектов «Я буду строить корабли». И сегодня мы видим, как инженерные идеи, рожденные в конкурсе, получают материальное воплощение. Проект «Пионер-М» это не только строительство научно-исследовательского корабля. Ключевая системная ценность проекта в том, что на базе СевГУ при поддержке ОСК в широкой кооперации с центрами компетенций НТИ в ведущих университетах и технологических компаниях создается новый образовательный формат — система межвузовских магистратур, направленных на подготовку инженерных кадров для новых рынков», - подчеркнул он.

Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков в своем выступлении напомнил историю развития проекта «Пионер-М» и рассказал об участии в нем Санкт-Петербургского политехнического университета: «Мы с Андреем Силингом участвовали в старте этого проекта, вместе представляли его президенту, и наши студенты Института передовых производственных технологий участвовали в первой «сессии» разработки этого проекта в Севастополе в 2016 году. С тех пор утекло много воды, разработаны сквозные цифровые технологии, которые фактически интегрируют этот проект: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, композиты, новые производственные технологии».

«Проект «Пионер М» - это во многом интегратор нового цифрового проектирования, моделирования новых композитных материалов и новых производственных технологий, - отметил  Алексей Боровков. - научить студента для подготовки такой деятельности, проектировать корабли, можно только в рамках выполнения проекта».

Как отметил генеральный директор холдинга «Ленполиграфмаш», руководитель «Точки кипения» - Санкт-Петербург Кирилл Соловейчик, крайне важным в проекте «Пионер-М» является то, что идеи студентов были восприняты крупной высокотехнологичной промышленностью России в лице «Объединенной судостроительной корпорации». 

«Это позволит обеспечить приток новых инициативных ребят со своими идеями и проектами на наши заводы, что в итоге обеспечит конкурентоспособность нашей экономики на мировой арене. Будем помогать, и «Точка кипения», и Технопарк «Ленполиграфмаш», - добавил Кирилл Соловейчик.

По словам вице-президента ОСК по техническому развитию Дмитрия Колодяжного, особенность концепции судна - модульная архитектура. То есть катамаран рассматривается как носитель лабораторий, которые будут выполнены в формате определенного контейнера. «Будет возможность при помощи соответствующего оборудования устанавливать и спускать контейнер… Предусматриваются соответствующие помещения для хранения научно-исследовательского оборудования и так далее. Судно обладает достаточно хорошей системой динамического позиционирования, то есть оно может точно зависать над определенной точкой и удерживать эту координату», - цитирует Дмитрия Колодяжного агентство «РИА Новости».

Строительство судна будет идти на производственных площадках трех предприятий. В частности, Средне-Невский судостроительный завод выполнит работы по формированию композитного корпуса, созданием надстройки будут заниматься специалисты крымского предприятия «Судокомпозит», Севастопольский морской завод проведет работы по финальному монтажу, сборке и достройке судна.



«Пионер-М» станет первым в РФ судном, на котором будут отрабатываться технологии «безэкипажного» судовождения. Водоизмещение судна составит 82 тонны, длина – 25,7 метра, ширина - 9 метров, осадка - 1,5 метра, дальность плавания – 500 миль, автономность - 6 суток.
 Судно предназначено для круглогодичной эксплуатации в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от берега до 50 морских миль.

Также «Пионер-М» станет первым в отечественном кораблестроении научно-исследовательским судном, выпущенным промышленным способом, на котором будут использованы солнечные батареи в качестве источника энергии. Планируется установить на «Пионер-М» около 130 квадратных метров солнечных панелей фотоэлектрических преобразователей, напрямую превращающих солнечную энергию в постоянный электрический ток с максимальной мощностью выработки до 20 кВт. Солнечные батареи - это дополнительный, бесшумный и экологически чистый источник энергии, который обеспечивает на судне внутреннее освещение и работу некоторых электроприводов общесудовых систем

При строительстве «Пионер-М» будут использованы самые передовые технологии, используемые в гражданском судостроении России, по формированию корпуса из композитных материалов на основе углепластика.
Проект реализуется при поддержке Минобрнауки, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Агентства стратегических инициатив.

#Маринет, #MariNet, #Пионер-М

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.