Новости > Университет НТИ

06.04.2020

Live «Переход проектной работы вуза в онлайн»

90977070_879727842455072_4359272345219629056_o.jpg

Университет 20.35 предложил сообществу преподавателей новый инструмент для эффективного переноса обучения в онлайн. Проект Gonline предусматривает организацию онлайн-конференций, вебинаров и разработку других форматов для сбора лучших практик дистанционного обучения.

Одним из важнейших направлений проекта Gonline стала организация онлайн-конференций с участием экспертов в сфере образования и преподавателей вузов, уже включивших онлайн-инструменты в образовательный процесс. Первая конференция в Zoom состоялась 31 марта. Темой дискуссии стал переход проектной работы вуза в онлайн.  Модератором встречи выступил методолог проектной деятельности Университета 20.35 Петр Федин. Посмотреть запись конференции можно на канале Университета 20.35.

Участники конференции рассмотрели модели и инструменты управления работой проектных команд в дистанционном режиме, обсудили успешные кейсы вузов и компаний, организующих проектное обучение. 

Один из ключевых тезисов участников эфира: в условиях онлайновой проектной деятельности решающее значение приобретает мотивация и самомотивация студентов. Большинство инструментов проектной деятельности в онлайне «заточены» на мотивированных студентов.

На страницах проекта Go Online в социальной сети ВКонтакте и в Facebook можно обсудить и задать вопросы, смотреть трансляции в режиме онлайн и ознакомиться с роликами по практическим инструментам и методикам перехода вузов на дистанционный формат обучения.

tret.jpg

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:

«Тема проектного обучения важна с точки зрения создания мотивации у студентов к обучению. В чем особенность интенсивов, которые мы проводим? В них всегда проект — это источник образовательных целей и задач. Получая опыт в проекте, студенты ищут материалы, дополнительные курсы, которые они могут освоить для получения новых знаний и нужных навыков для решения практических задач, которые нужны их команде. В этой связке возникает реальная мотивация к обучению, получению тех образовательных результатов, которые нужны. Сейчас у студентов есть максимум возможностей для персонализации своего обучения, построения своей образовательной траектории. Они могут присоединяться к любым доступным в онлайне курсам. Важно сохранить мотивацию студентов и дать основания для построения траектории, возможности для саморазвития и обучения. 
Основную мотивацию к обучению студенты получают, когда работают в командах. Когда студент определяется со своими проектными задачами, когда он, исходя из ответственности перед командой, берет на себя обязательства по своему развитию. 
Наши интенсивы были основаны на использовании цифровой платформы Университета 20.35 и набора сервисов, которые мы предлагали для проектного обучения.

Цифровая платформа Университета 20.35 — это как раз площадка для формирования команд, их проектных задач, где накапливается цифровой след, информация о том, чем занимается команда. Это дает Университету информацию для анализа текущей ситуации, для поиска эффективных решений по поддержке этих команд, сопровождения со стороны наставников и тьюторов. Для нас цифровой след — это источник данных для того, чтобы принимать решения о том, какие мероприятия провести, как сделать так, чтобы эти мероприятия закрывали реальные запросы студентов.


Нам нужно максимально ориентироваться на работу с цифровым следом, использовать эти данные, чтобы дать студентам те образовательные возможности, которые соответствуют их запросам, для освоения которых у них будет прямая мотивация, исходящая из их практической деятельности. Это наш основной вызов и один из самых действенных механизмов сохранения мотивации и вовлеченности студентов в период быстрого перехода в онлайн».

volkov.jpg

Никита Волков, руководитель стартап-трека (МФТИ):

«Стартап-трек — возможность студентам во время учебы работать в командах над собственным проектом под руководством менторов и действующих предпринимателей. Основная особенность трека — живое общение с предпринимателями, уникальная атмосфера. С переходом в онлайн эта атмосфера взаимного вдохновения теряется.
Команды получают руководство к действию — чего от них ждут. Эти рекомендации оформляются в Гугл-документе, ссылки размещаются в телеграм-канале. Кроме канала все материалы собираются на гугл-диске. Менторы и предприниматели могут в любой момент ознакомиться с этими материалами.

Общение внутри команды происходит в Zoom или в Skype. Задачи и прогресс команды фиксируются в Trello. Там же можно отмечать задачу для каждого члена команды. Все результаты работы команд над проектом также сохраняются в репозитории — GitHub или GitLab. Доступ также есть у менторов, организаторов и предпринимателей. Очные встречи с экспертами и предпринимателями, которые раньше могли проходить очно перевели в онлайн. Встречи команд с менторами и раньше часто проходили в Zoom или в Skype. После каждой встречи ментор оставляет feedback в гугл-документах и есть возможность сквозным образом отслеживать всю работу команды. Feedback могут оставить и студенты.

Почему мотивация сохраняется? Потому что изначально приходят команды, которые хотят сделать свой стартап. Они понимают, что оценки будут жесткими, но все равно готовы доделать свой проект. Во-вторых — высокий уровень экспертов и менторов. Их компетенции студентам очень интересны и важны. Студенты видит, как много для них делается при организации проектной работы и поэтому стараются соответствовать».

dorofeeva.jpg

Маргарита Дорофеева, директор Центра «Школа педагогического мастерства» НИТУ «МИСиС»: 

«Около 400 преподавателей в 2019 году вживую прошли через «Школу», прошли подготовку к работе в онлайне, успели обменяться опытом друг с другом. Поэтому мы подошли в готовности к переходу в онлайн. При проектной работе важной составляющей является вовлечение студентов в практическую деятельность в научно-исследовательских центрах, в инжиниринговых центрах, в фаблабах, в лабораториях. И эту составляющую в онлайне невозможно никак реализовать — это главная проблемная область. Другие элементы проектной деятельности — постановка проблемы, генерация идей, прототипирование продукта укладываются в методологию онлайн-работы. С прошлого года мы начали внедрять Team Base Learning (командный метод обучения) — это подробная методология с необходимым набором инструментов. Она эффективна при формировании команд, при постановке задач».

chumov.jpg

Дмитрий Чумов, менеджер по образовательным проектам компании КРОК:

«Две программы находятся в стадии апробирования при переходе в онлайн. Это кейс-лаборатория — программа, в которой команда студентов берется за реальную задачу внутри компании и под руководством экспертов ее решает. Эта программа изначально создана как дистанционная — студенты должны были приезжать в офис раз в неделю, а с экспертами взаимодействуют удаленно, а командные задачи решают вместе в вузе. Сейчас совместные встречи студентов с экспертами происходят в Zoom или в Skype, причем гораздо чаще. 
Вторая программа — лидерская программа. Это образовательная инициатива. Мы собрали 15 молодых лидеров из московских вузов. В течение года они будут реализовывать образовательную инициативу, чтобы помочь другим студентам. Мы сделали онлайн нетворкинг. Сохранить в условиях атмосферу командной работы, сохранить общую идею коммуникации – серьезный вызов». 

puksant.jpg

Марина Пуксант, начальник управления информации и коммуникационной политики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого:

«Все наши первокурсники были объединены в команды — около 90 команд. Все они работают с наставниками и тьюторами.  Во втором семестре проектную деятельность студентов «зашиваем» в разные курсы, главным образом в экономические. Стало проще состыковать графики. Все ресурсы, которые используются для онлайн образования «заточены» под мотивированных студентов, которые способны к самоорганизации.
Платформы и инструменты не влекут дополнительных рисков. Но при переходе в онлайн обострились системные проблемы. Иногда менторы и тьюторы чувствуют себя брошенными. Необходимо охватывать всех студентов. Нужно переформатировать продукты, придется перепроектировать образовательную траекторию».

yanuskevich.jpg 
Надежда Янушкевич, руководитель направления «Развитие IТ-образования» компании КРОК:

«Сохранять мотивацию помогают регулярные встречи в онлайне. Пришлось отрефлексировать полугодовую программу со студентами не очно, а также в онлайн формате, пользовались Zoom, отдельными комнатами в Zoom, пользовались Miro — это виртуальный таймборд. Это работает. Получилось разделить студентов на группы и собрать рефлексию». 

Сергей Сочнев, генеральный директор агентства Phoenix Education:

«Когда был объявлен карантин, у нас шла школа с Московским финансовым университетом и компанией Росгосстрах, параллельно шла школа в Майкопе с четырьмя крупнейшими работодателями региона. И мы открываем школы с коллегами из МФТИ и Яндекса про технических лидеров. Образовательный процесс предусматривает встречи с преподавателями, с представителями индустриальных партнеров, коммуникации внутри команды. 

Но больших изменений с переходом на дистанционное обучение не произошло. Конференц-коллы с предпринимателями по Zoom стали дольше. Психологический эффект не ослаб, мотивация сохранилась. Онлайн встречи с менторами тоже стали дольше. А теоретические занятия мы еще два года перенесли в онлайн. Она доступна для студентов заранее.

Планируем еще одну программу с Яндексом и в ней проектируем нетворкинг в онлайне, параллельную работу в десяти Zoom-комнатах. Пока не решен вопрос интеграции и рефлексии.
Со студентами надо обсуждать культуру работы – культуру коммуникации. Все, что связано с планированием и ответственностью». 

fedin.jpg

Петр Федин, методолог проектной деятельности Университет 20.35:

«Вся деятельность студентов на образовательных активностях учитывается. Какие мероприятия они посетили, дальнейшие шаги по их развитию. Также мы используем Trello — там студенты фиксируют свои задачи, обсуждения и результаты проектной деятельности. Мы выгружаем эту информацию и размечаем ее. Эта разметка делается по цифровому профилю компетенций. Интеграция Trello с платформой Университета 20.35 позволило анализировать что именно студенты делают в своем проектном треке. И дальше подключается рекомендательная система Университета 20.35 и предлагает ему материалы, идеи и курсы для дальнейшего развития». 

Василий Третьяков, подводя итоги первой онлайн-конференции, отметил, что самое интересное, что сегодня есть из инструментов подтверждения знаний — это следы работы на платформе Университета 20.35. 

Из того, что мы практикуем сегодня — это интеграция с Trello, когда есть возможность для каждой команды сводить статистику на единую платформу в реальном времени, а потом — и обобщенную. В условиях, когда мы быстро перешли в онлайн и нет отлаженной истории взаимодействия со студентами в цифровой среде, инструменты — например те же дашборды с информацией об активности студентов — для вузов являются ключевой практикой, которая позволяет удержать и правильно отработать все процессы в условиях резкого перехода на онлайн обучение. 
Если мы видим, что что-то идет не так, то можем быстро принять решение о перестройке работы, поменять формат, изменить параметры. Этот мониторинг принципиально важен.
Каждый вуз, который внедряет проектное обучение, сталкивается с решением о выборе инструмента. А способов получения данных из этих инструментов, особенно в коммуникации студентов между собой, часто не существует и быстро их создать невозможно. Это одно из важнейших направлений. Нам нужно в сообществе с вузами и компаниями, которые занимаются проектным обучением искать способы сбора данных и принятия решений на основе данных.



#Университет "20.35", #онлайн-обучение, #Образование

Еще по теме

03.05.2020 Форсированный переход в онлайн ускорит внедрение инноваций

26.04.2020 LIVE: «Разведка боем»: проектирование онлайн-занятий в условиях «дистанционного» форс-мажора

25.04.2020 LIVE План «Перехват»: как организовать преемственность образования «на удаленке»? Опыт Ивановской области

24.04.2020 Эксперты назвали востребованные компетенции и специальности в сфере образования для цифровой экономики

24.04.2020 Кружковое движение на Московском салоне образования проведет тематические дискуссии

22.04.2020 АСИ открывает отбор проектов социальных и технологических проектов по ликвидации последствий пандемии

21.04.2020 LIVE «Курс – на онлайн»: создание онлайн-курсов как возможность преодолеть ограничения преподавания «на удаленке»

20.04.2020 LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года

17.04.2020 Представитель Кружкового движения Наталья Кравченко вошла в Общественный совет Министерства просвещения

17.04.2020 Кружковое движение запускает юниорское направление акции «Мейкеры против COVID-19»

string(3) "!!!" array(14) { ["ID"]=> string(4) "3899" ["~ID"]=> string(4) "3899" ["NAME"]=> string(102) "Экосистемы университетов: актуальные модели и практики" ["~NAME"]=> string(102) "Экосистемы университетов: актуальные модели и практики" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:32:34" ["~DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:32:34" ["PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(34) "https://rf2035.net/labs/faculty/5/" ["~PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(34) "https://rf2035.net/labs/faculty/5/" ["PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13040" ["~PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13040" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4045" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4045" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" }

Принять участие

8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года

Искусственный интеллект в медицине

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.