Новости > Университет НТИ

25.04.2020

LIVE План «Перехват»: как организовать преемственность образования «на удаленке»? Опыт Ивановской области

Цикл онлайн конференций проекта Go Online продолжился обсуждением опыта перехода на дистанционное обучение образовательных учреждений Ивановской области

Переход на «дистант» в образовании размывает границы города и региона: доступ к образовательным возможностям вуза получают студенты со всей России и мира «в один клик». При этом региональные системы образования преодолевают серьезные вызов. В частности, необходимость взаимодействия, учреждений дополнительного образования и вузов региона между собой при переходе к обучению в онлайне. А также какие решения, применяемые во время карантина, необходимо сохранить и перенести на постоянной основе в системе образования.

В эфире канала Go Online  23 апреля представители сферы образования  рассказали, как им удалось перейти на «удаленку» и какие методы они применяли для быстрой адаптации к новым условиям.

Участники дискуссии:
Алексей Малыгин, и.о. ректора Ивановского государственного университета;
Евгений Румянцев, ректор Ивановского государственного политехнического университета;
Ирина Астраханцева, заведующая кафедрой информационных технологий и цифровой экономики, Ивановского государственного химико-технологического университета;
Эдуард Галиаскаров, доцент кафедры информационных технологий и цифровой экономики, Ивановского государственного химико-технологического университета;
Елена Юферова, и.о. ректора ОГАУ ДПО Институт развития образования Ивановской области;
Анастасия Ситнова, директор МБОУ «СШ №58»;
Алексей Кирьянов, директор центра МАУ ДО ЦТТ «НОВАЦИЯ»;
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35.

Модератором выступил футуролог, председатель Совета директоров группы компаний «Русские инвестиции», руководитель проекта «Технический прогресс и экономика будущего» Кирилл Игнатьев. Запись конференции можно посмотреть на канале Университета 20.35.

Евгений Румянцев:

Сохранение мотивации к образовательному процессу — первый вызов, с которым столкнулась система образования. 90% людей, которые приходит в университет за знаниями до сих работали в привычном режиме в аудитории под руководством наставника. А сегодня они должны сами организовать свой рабочий день. Соответственно вопрос мотивационных стимулов — один из самых важных.

Мы меньше обращаем внимание на организацию учебы студентов старших курсов. Их образовательная программа предусматривает большую степень самостоятельности. Студенты младших курсов — не самый мотивированные, не говоря о школьниках. Простой контроль, когда мы их пытаемся привести к общему знаменателю, здесь не работает. 

Наш университет стал переходит на переформатирование учебно-методического контента. Речь идет об онлайн лекциях в синхроне. Мы уменьшили время традиционных лекций. Теперь это 10-минутные ролики, которые учащихся снабжают необходимой информацией. В этой мини-лекции преподаватель «заряжает» студенческую аудиторию. «Говорящую голову» на дисплее в течение 45 минут никто не в состоянии воспринимать.

Все, что касается синхрона, мы рекомендуем делать именно так. Это некий стандарт онлайн образования.  Часть преподавателей вообще ушли в YouTube и там делают собственные прямые трансляции. Преподаватель, который мотивирует на образовательный результат — очень важная составляющая онлайн обучения. На практике далеко не все заканчивают онлайн курсы из-за низкой мотивации. 

Используем платформу Moodle, которая позволяет автоматизировать процессы в вузе. Для видео-контента также используем через Zoom, Skype, а также прямые эфиры ВКонтакте. Сразу стали собирать обратную связь. Провели опрос среди преподавателей, причем не только в нашем университете. Примерно треть из них отказались от видео занятий и предпочли советскую модель заочного образования. В этом формате нет ничего плохого, если речь идет о студентах старших курсов, мотивированных и подготовленных. Быстро перестроились именно те преподаватели, у которых все было хорошо и с коммуникациями, и с электронными курсами.

Мы разработали стандарт качества по проведению занятий и промежуточной аттестаций. Промежуточную аттестацию мы уже проводим в онлайн режиме. Для беглой оценки достаточно простых тестовых заданий. Для более подробной оценки рекомендуем использовать междисциплинарные кейсы с проблемными практическими ситуациями. Если речь идет об инженерно-технических дисциплинах, то используются традиционные задачи, которые не отличаются от проблемных кейсов, но модифицированы под условия онлайна. 

В случае необходимости провести оценку можно по видеосвязи и в режиме прямого диалога определить как студент работал в течение семестра и насколько знаком с материалом.

Аналогичную систему можно применять при проведении государственной итоговой аттестации. Предлагаю вместе с коллегами провести определенный вебинар, например для решения вопросов верификации.

Алексей Малыгин:

У нас преподаватели быстро сориентировались. Мы готовились к государственной аккредитации и формально были перенастроены на электронную информационную систему. Наличие этой системы — обязательное требование.

Управленческие решения вузов по поводу неосновного персонала в этой ситуации бывают очень непростыми. Руководители поняли, в ком мы на самом деле нуждаемся, и кто обеспечивает основные процессы, в том числе в режиме онлайн обучения, а где есть лишние люди.

По стандартам, которым мы должны соответствовать, мы обязаны обеспечить качество образования и это качество доказать. Нагрузка на преподавателей куда значительнее и времени на общение со студентами уходит больше. Как на дистанционном обучении создать для студента «ситуацию успеха», когда он понимает, что идет к нужному образовательному результату.

Цифровой имидж у студентов и преподавателей оказывает влияние на статус вуза. Преподаватели приятно удивили, потому что адаптация прошла быстрее, чем ожидалось. Наша электронная система позволяет оценить активность преподавателей. Мы видим лог: что делал преподаватель.
 
Результаты того, что сейчас происходит, мы будем пожинать через 2-3 года. Мы увидим, что будет происходить на рынке труда с теми специалистами, которые будут выпускаться. 

Нам пришлось часть дисциплин, по которым предусмотрены лабораторные практики, которые невозможно провести удаленно перенести на следующий семестр.
Мы использовали технологии адаптивного тестирования, чтобы в условиях дистанционного обучения подтолкнуть студентов к ситуации успеха. То есть студенту не предъявляется множества заданий, с которыми он может справиться, а может и не справиться. Ему предлагаются упражнения, которые будут трудны, но посильны.
Проблема в том, как накопить банк заданий, из которого алгоритмы вынимали бы те задания, которые соответствуют уровню подготовки студента и были бы ему интересны.

Ирина Астраханцева:

Технические мощности вузов не были готовы к одновременной нагрузки. Мощности расширяем за счет дополнительных серверов. Участились случаи DDOS атак. Стало заканчиваться дисковое пространство для записи занятий, поэтому часть записанных лекций стали хранить на YouTube, студенты всегда могут вернуться для повторного прослушивания лекции. 

Есть техническая проблемы — отсутствие скоростного интернета у студентов, живущих в сельской местности. Студенты часто используют мобильную версию Moodle. Но для проведения итоговой аттестации в онлайне этого недостаточно.

Для преподавателей не знакомых с современными цифровыми инструментами мы организовали группу цифровых волонтеров. Они также готовы помогать и школьным учителям. ИГХТУ бесплатно на серверах школ готов развернуть систему Moodle со встроенным сервисом Big Blue Button для видеозанятий. Это мы сделаем силами своих IT-подразделений. А цифровые волонтеры готовы помочь учителям чтобы наполнить курсы определенными материалами. Также у нас разработан курс «Актуальные инструменты дистанционного обучения», где подробно со скриншотами показано, как использовать ту или иную платформу.

Эдуард Галиаскаров:

Основная стратегия при переходе на удаленное обучение заключалась в двух стратегиях: синхронное обучение и асинхронно-синхронное обучение для студентов-иностранцев.

Синхронное обучение предусматривает занятия по привычному расписанию, опору на университетскую электронно-информационную операционную систему и запись проводимых занятий.

Асинхронно-синхронное обучения предполагает модульность, видеозаписи лекций, тесты и задания в электронно-информационной операционной системе на базе CDO Moodle, онлайн семинары. Спектр инструментов при асинхронных занятиях очень широк: системы захвата экрана — OBS Studio, Active Presenter, Big Blue Button, Open Meeting, мессенджеры — Discord, Skype, системы совместной работы — Google Docs, Microsoft Teams, Trello. Синхронные занятия имеет смысл проводить с применением OBS Studio, Big Blue Button, Youtube, Twitch, Lecture racing, Google Forms, Discord, Skype.

Проверка выполнения заданий осуществляется с применением электронно-информационной операционной системы на базе CDO Moodle, а также с помощью интерактивных тестов и заданий в Big Blue Button, ЯНдекс Контест и Lecture racing. 

Как поддержать мотивацию? Работает и контроль посещения и активности студентов в ходе занятий, установка сроков, организация проектной командной работы, внедрение системы напоминаний и уведомлений.  

Елена Юферова:

Если бы карантина не было, то его стоило придумать. Мы так мощно окунулись в цифровое общество и в цифровое образование. Поступательно мы бы не смогли дать импульс к освоению ресурсов и дистанционных технологий.

Сложность процесса в том, что дети могут быть абсолютно не мотивированными, с низкими образовательными результатами, со сложными жизненными ситуациями, с ограниченными возможностями и т.п. 

Сразу выявилось, кто из учителей является профессионалом, способным использовать дистанционное обучение как мощный мотивирующий фактор.

Те уроки и те риски, которые сейчас выявились, позволят в ближайшее время вывести образование на новый уровень. Но предстоит выработать грамотный подход. 

Учителю нужно полноценное рабочее время дома, нужны технические возможности, в первую очередь надежный интернет. Нужен грамотный подход к конструированию урока, координация на всех уровнях — администрации, учителя и органов регулирования образованием и обратная связь. Вопрос не в использовании технологий. А вот обратная связь, регулирование возникающих проблем на уровне человеческих отношений — пока с этим сложно. 

Мы тоже получили урок: когда наши учителя проходят переподготовку и повышение квалификации, то модули дистанционного обучения, ИКТ-компетенций (информационно-коммуникационных технологий) оказались устаревшими. Нам нужно укреплять связи со специалистами ИКТ-технологий, которые могут подготовить педагогов к дистанционному образованию.  Для нас задача №1 — разрабатывать такие модули и выводить учителей на уровень уверенного пользователя систем дистанционного обучения.

Мы открываем новую нишу и координация, и грамотное использование этих инструментов — приоритетная задача.

Обращение школы к образовательному контенту или к услугам учителей из других школ — один из перспективных механизмов, которые предстоит отстроить.

Больше продвинулись в своих результатах те школы, где выбрана одна платформа, обучены учителя, выстроена система работы. Это не нервирует родителей. Есть прекрасные платформы, которые позволяют подкачивать материалы, графики, рисунки, обеспечивают коммуникации. Когда школы будут целенаправленно будут готовы к онлайн обучению, то отстроят взаимодействие.

Если говорить про Институт развития образования Ивановской области, то мы ознакомились с Microsoft Teams, который позволяет проводить собрание коллектива, вебинары со слушателями, позволяет работать с нормативными документами и с большими группами участников. 

По поводу ОГЭ и ЕГЭ на сегодняшний день установка министерства просвещения предусматривает, что школьники с 8 июня и с 9 июля начнут в штатном режиме сдавать экзамены в пунктах проведения экзаменов.  Может быть сокращено количество присутствующих в аудитории — не более 12 человек. Выпускники также будут сдавать экзамены также в пунктах проведения экзаменов.

Анастасия Ситнова:

Мы использовали дистанционный формат в воспитательной работе. Сейчас перед вузами и школами стоит проблема успешно завершить учебный год.
Все школы столкнулись с трудностями. Но это разные истории, разный уровень технического оснащения и подготовки педагогов, разные возможности учеников. Авральный переход был осложнен тем, что учителя ушли на удаленку и обучить их новым цифровым инструментам было проблематично. Не обошла нас и проблема «кибербаловства» в Zoom.

Мы видим новые возможности, множество сервисов. Каждая школа для себя определила наиболее удобные магистральные платформы, на которых они работают. И перестраивать их сейчас не целесообразно.
Проблемой является то, что ученики в силу робости или скромности не решаются лишний раз уточнить у педагога во время онлайн занятия. А в результате учитель не может видеть обратную связь, понял ученик тему или нет. 

Алексей Кирьянов:

Мы формат дистанционного образования уже тестировали. Знакомы со многими платформами, у преподавателей были готовы курсы и дети тоже были готовы к онлайн образованию. 

Мы позиционировали себя как продвинутое образовательное учреждение с эксклюзивным программным обеспечением, с графическими станциями и лазерными станками. Но сейчас это преимущество не действует. Мы по факту пересобираем образовательный процесс и создаем новое учреждение заново. Сможем спокойно открывать учреждение дополнительного онлайн образования.

Мы постоянно тестируем тот или иной образовательный продукт, который появляется на рынке. За последние три с половиной недели провели 730 часов вебинаров, которые набрали более 30 тыс. просмотров. Подключаются регионы, в том числе Санкт-Петербург и Томск.

Педагоги тоже к этому были готовы. Задачу создания цифрового, дистанционного двойника организации мы выполнили. Все педагоги ведут занятия из дома. Плюсом ко всему увеличивается контингент учащихся, все, кто не смог присоединиться к нам в офлайне, сейчас спокойно учатся.

Мы переводим с уровня на уровень только после сдачи тестов или решения задач. При этом обратная связь от родителей более глубокая и развернутая. Мы неоднократно проводили опросы родителей, которые показали, что только 40% из них готовы на дистанционное образование своих детей в Кванториуме.

Мы, как практикоориентированное учреждение, используем любую ситуацию, совместно с мейкерами Восточной Европы мы выпустили защитные экраны. Около 800 штук уже поставили в департамент здравоохранения. У нас активизировалась научная работа, вышла статья о деятельности Кванториума. Это единственная научная статья с элементами дополненной реальности.

Часть образовательных программ переведем на дистант, потому что хочется расширить охват аудитории, дать возможность освоить компетенции дистанционно. То есть мы будем использовать смешанную форму обучения. Большой плюс дистанционного обучения в том, что мы можем выходить не только на наш регион, но и на соседние.

Василий Третьяков:

Вынужденный переход на дистанционное обучение объединил все уровни образования. На всех уровнях преподавателям и руководителям образовательных организаций правильно было бы выбрать одну из двух стратегий.

Первая стратегия, связанная с четко выстроенной системой заданий, контроля, целей, которая мотивировала бы студентов выполнять все действия, предписанные преподавателем и учебным планом. В этой стратегии очень важно сделать ее максимально простой, прозрачной и хорошо сбалансированной с точки зрения разных информационных каналов.

Сейчас мы участвуем в образовании своих детей. Видим, что задания от разных преподавателей приходят через разные каналы, в разном виде, содержат отсылки к разным материалам. То же самое происходит в университетах еще в большем масштабе. Большинство вузов дали свободу своим преподавателям, это правильный шаг, но информационный канал стал очень распределенным. Студенты объединяются между собой, чтобы этот информационный поток собрать. В стратегии управления процессом образования нужно очень четко выстроить систему обратной связи, систему целей, критериев оценки. Для вузов ее нужно подвязать под правила зачетов, выставления экзаменов и допуска к ним. Тогда система будет работать, а родители смогут включиться во взаимодействие ученика с учителем, смогут помогать ему отслеживать при выполнении заданий. Но, к сожалению, ставки на отстраивание этих информационных каналов большинство образовательных организаций пока не сделали. Очень важно, чтобы в этой стратегии сохранялась мотивация учеников и студентов 

Вторая стратегия, которой занимается Университет 20.25. Она ориентирована на максимальную персонализацию. Самое главное, что мы можем извлечь из периода вынужденного онлайн обучения, это не освоение цифровых каналов связи или цифрового контента. Это возможность сделать масштабный шаг к персонализации образовании. Студенты имеют доступ ко всему богатству цифровых ресурсов, которые есть в мире. У них нет физических ограничений, нет логистических ограничений, они могут работать асинхронно. И выстроить персональную траекторию обучения в таком варианте гораздо проще. Но этот шаг в сторону персонализации должен быть хорошо продуман, его нельзя смешивать с системой четкого контроля, конкретных заданий и жестких сроков. Все должно быть построено на включенности учащегося в реальную деятельность, в понимание того, что его деятельность нужна другим людям, что он может получить внешнюю оценку результатам своей работы

Цифровые волонтеры — это прекрасный кейс, который мы поддержим. Мы отправляем студентов в самое сложное место, где происходит переход в цифру в образовании. Мы помогаем педагогическим университетам перевести педагогическую практику студентов в формат онлайн поддержки учителям при переходе в цифру. Ребята включаются с большим энтузиазмом, помогают учителям освоить новые технологии. Чем больше мы вовлечем студентов в решения задач бизнеса, тем больше у них будет мотивации для поиска своих ресурсов, построения своей траектории, сохранения мотивации. 

Мы запустили много совместных проектов с вузами. У нас есть программа проектно-образовательных интенсивов. Сейчас в ней 29 университетов. Университеты отдают нам долю образовательной программы или вводят дополнительный модуль в свою образовательную программу, в котором ребята собираются в команды. Причем это происходит сейчас, в это время. Они используют огромное количество разных цифровых ресурсов, работают с системами коллаборации, например Miro, с системами общения типа Discord. Проектная работа студентов в онлайне сейчас сводится к формированию команд с конкретными проектами. Проекты они придумывают сами, проекты могут базироваться на технологиях НТИ. Они берутся за задачи, предложенные представителями бизнеса и компаниями НТИ. В течение 3-4 месяцев в команде решают конкретную задачу. И используют для построения траекторий весь набор цифрового контента, онлайн курсов, который есть в мире. У них появляется цель, а под цель уже можно построить траекторию. 

Сегодня мы на это затачиваем платформу Университета 20.35, интегрируем ее с платформами вузов, чтобы процесс построения персональных траекторий был привязан к цели, чтобы у ребят была возможность получить знания, которые им нужны для решения конкретной задачи. 

Такая доля в образовательной программе необходима, иначе у студентов пропадает мотивация к освоению стандартной программы, они не понимают как это связано с их дальнейшей деятельностью. Отсутствие социального взаимодействия внутри команды, тоже сказывается отрицательно. Мы восстанавливаем и то и другое. 

Также мы запускаем такой инструмент как образовательные подборки на платформе Университета 20.35. Это такая социальная сеть, в которой преподаватели и студенты делятся положительным опытом обучения с помощью цифрового контента, начиная от статей и роликов до полноценных онлайн курсов, размечая свой путь и прописывая свои шаги, они помогают преподавателям и другим студентам найти возможности для своего развития.

Самые отдаленные вузы почувствовали себя ближе к нам. Там появляется много идей, которые могут изменить наше образование. В первую очередь — это история про сеть, про сетевые образовательные программы и про сетевое взаимодействие. Как на уровне вузов, так и на уровне школ и учреждений дополнительного профессионального образования. Сближение в цифре, снятие барьера... Если мы поймем, что у нас есть сеть, есть возможности для взаимодействия, ресурсы для привлечения преподавателей, то поймем, что здесь кроются огромные возможности по улучшению качества образовательных программ, по персонализации обучения.

Верю, что сентябре у нас стартуют первые образовательные программы с франшизной моделью. Доля модулей с образовательным контентом других университетов может существенно возрасти.

В сети конкуренция выше. Ты должен конкурировать не только внутри своего университета, но и со всем миром. Конкуренция в образовании, это прежде всего опыт, эффективность модели и наличие данных, что студенты действительно компетенции освоили, достигли результатов обучения. Когда эти данные появляются, а они появляются, потому что мы все в цифре, мы опробовали разные методики, мы имеем право на эксперимент.  

Если преподаватель сможет апробировать свою методику, доказать ее эффективность, найти наилучшую модель, то он будет конкурентен в сети и сможет занять свое важное место. Это наш главный вызов в подготовке системы образования будущего  

Кирилл Игнатьев:

Роль онлайн образования, которая сейчас выросла, сохранится и станет ключевым рынком конкуренции. По сути дела, онлайн образование автоматически попадает на биржу, в том числе на биржу преподавателей. Любой вуз и любое образовательное учреждение становится цифровой платформой, конкурентность которой определяется тем, как много у вас успешных и сильных преподавателей под ваши знамена собраны. То есть сила бренда вуза, это сила работающих в нем преподавателей. Потому что к вам будут обращаться не только ваши студенты, но и те, кто в будущем станут вашими студентами «на час», на одну лекцию. В помощь нам будут моментальные устные онлайн переводчики, такие технологии уже в ближайшие годы выйдут на рынок и будут очень качественными.
Вы все сейчас опробуете себя в формате конкуренции будущего. Сначала вузы будут конкурировать между собой, с частными преподавателями и с технологическими компаниями. Затем в эту зону конкуренции будут погружаться и начальные образовательные учреждения. Это образ будущего, к которому надо готовиться, в сочетании с офлайном, с персональным индивидуальным общением между учащимся и преподавателем.

#Университет "20.35", #Gonline, #Образование

Еще по теме

03.05.2020 Форсированный переход в онлайн ускорит внедрение инноваций

26.04.2020 LIVE: «Разведка боем»: проектирование онлайн-занятий в условиях «дистанционного» форс-мажора

24.04.2020 Эксперты назвали востребованные компетенции и специальности в сфере образования для цифровой экономики

24.04.2020 Кружковое движение на Московском салоне образования проведет тематические дискуссии

22.04.2020 АСИ открывает отбор проектов социальных и технологических проектов по ликвидации последствий пандемии

21.04.2020 LIVE «Курс – на онлайн»: создание онлайн-курсов как возможность преодолеть ограничения преподавания «на удаленке»

20.04.2020 LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года

17.04.2020 Представитель Кружкового движения Наталья Кравченко вошла в Общественный совет Министерства просвещения

17.04.2020 Кружковое движение запускает юниорское направление акции «Мейкеры против COVID-19»

16.04.2020 Сеть школьных кружков по модели Кружкового движения будет создана в России

string(3) "!!!" array(14) { ["ID"]=> string(4) "3899" ["~ID"]=> string(4) "3899" ["NAME"]=> string(102) "Экосистемы университетов: актуальные модели и практики" ["~NAME"]=> string(102) "Экосистемы университетов: актуальные модели и практики" ["DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:32:34" ["~DATE_CREATE"]=> string(19) "12.11.2019 20:32:34" ["PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(34) "https://rf2035.net/labs/faculty/5/" ["~PROPERTY_LINK_VALUE"]=> string(34) "https://rf2035.net/labs/faculty/5/" ["PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13040" ["~PROPERTY_LINK_VALUE_ID"]=> string(5) "13040" ["PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4045" ["~PREVIEW_PICTURE"]=> string(4) "4045" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" }

Принять участие

8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года

Искусственный интеллект в медицине

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.