Новости > Университет НТИ > Остров

22.07.2019

Визионерские лекции для участников «Острова». 21 июля

Образование в эпоху неопределенности. технология управления как условие создания инновационного продукта, стратегия вывода вуза в лидеры престижных рейтингов, высшее образование как социальный лифт, наука в киберспорте и эволюция человеческого мышления
21 июля с визионерскими лекциями на образовательном интенсиве  «Остров 10-22» ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор МАИ Михаил Погосян, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, доцент Сколтеха Андрей Сомов и доктор психологических наук Александр Шевцов.


Визионерские лекции можно посмотреть в нашем плеере




«Управленец будущего: каковы три компетенции для выживания в профессии? Хорошо учиться, много работать и не быть жертвой собственной пропаганды, то есть не обманывать самих себя», - так Владимир Мау, экономист, ректор РАНГХиС, ответил на вопрос из зала в ходе визионерской лекции на «Острове 10-22».

67064790_697589154002276_3173452933018681344_n.jpg

Темой его выступления были «Технологические тренды и их влияние на управление». Он обозначил ряд тенденций, важных для экономики в целом и образования в частности.

- Какое ключевое слово характеризует нашу жизнь? Неопределенность. В условиях неопределенности сейчас будут жить все государства и правительства, фирмы и отдельные люди. Конечно, непредсказуемость и неопределенность были всегда, но сейчас произошел качественный скачок по сравнению с тем, что было всегда. 

 - Сейчас мы попали в ситуацию, когда жизнь качественно меняется в течение одного поколения. Такого не было в человеческой истории никогда. Люблю это сравнение. Раньше наше поколение думало, что жизнь разделена на «при советской системе» и «после». А сейчас мы понимаем, что «до айфона» и «после» ничуть не менее значимо. Ускорение изменений делает систему принципиально непредсказуемой.

 - Когда-то казалось, что ЭВМ и современные технологии приведут к тому, что управляемость повысится. Мы видим, что ситуация прямо противоположная. Технический прогресс снижает предсказуемость и возможность понимания и в производственном, и в социальном отношении. Будущее институтов столь же неопределенно, как и технологий. 

 - Мир уходит от понимания приоритетных или передовых отраслей. Лет 50 назад было известно: если вы идете в космическую отрасль, вы станете передовым инженером, передовым ученым. Сейчас нет передовых и отсталых отраслей, есть передовые и отсталые технологии. Это важный сдвиг, которые оказывает влияние и на осознание политики, и на осознание социальных приоритетов. 

 - Человек должен работать так, где ему интересно и хочется. Нет задачи заселять село, севера. 

 - О работе ВАК. Должны быть не эксперты, не проверка текста, а двойной репутационный контроль. Я стал зампредеседателя ВАК три месяца назад. У нас сейчас защита происходит комиссией из 5-7 человек. Никакого автореферата. Все дают письменные заключения. Голосование открытое и единогласное. Стоит подпись моя как ректора: я подтверждаю своим добрым именем, что это нормальная диссертация. И все фамилии тех, кто проголосовал. Вы всегда можете увидеть, кто конкретно сказал, что этот человек нормальный ученый. 

 - Отменить ФГОСы? ФГОСы – это некие правила игры. У вас должен быть хороший проректор по учебной работе, который сможет всем объяснить, почему вы ФГОСы соблюдаете. Нормальный университет может решать свои задачи безотносительно ФГОСов. Если вопрос касается того, как измерять успешность университета… Первое: в краткосрочной перспективе – по ЕГЭ поступающих. Хороший университет – не тот, где хорошие профессора, а тот, где хорошие студенты. Главная задача ректора – привлечь лучших студентов, а остальное приложится. Второе: университет – это про науку, а не про профессию. Важно качество ученых. И третий показатель – налоги, выплачиваемые выпускниками. 

- Рынок демонстрирует востребованность вуза. Если понимать примитивно: к вам приходят студенты – получаете деньги, не приходят – меньше получаете. Я всегда выступал против этих рыночных игр. Потому что если вуз не востребован и туда плохо идут студенты, то решений может быть два: или его закрыть, но не ждать, пока студентов будет все меньше и непонятно, как содержать все это, или сменить ректора, дать денег, если это неэффективный менеджмент, и наоборот, помочь ему развиваться. При прочих равных условиях: а что плохого в востребованности учебных программ? Мы зарабатываем на рынке около 65% нашего бюджета. И это не потому, что государство плохо финансирует. Мы зарабатываем потому, что это показатель востребованности наших программ.


 Ректор Московского авиационного института Михаил Погосян выступил перед участниками «Острова» с лекцией «Как начать применять компетенции будущего уже сегодня». Он рассказал об изменении рынка труда при переходе к Индустрии 4.0, о цифровой трансформации и управлении комплексными проектами в высокотехнологичных отраслях.

photo_2019-07-21_22-55-41.jpg

Визионер начал со смелого прогноза: уже в 2040 году будет всплеск пассажирских перевозок авиабеспилотниками в городах, а жители планеты, родившиеся после 2025 года никогда не будут управлять автомобилем. Созданию новых продуктов будут предшествовать математическое моделирование, а успех комплексных проектов будет зависеть от интегрирования задач в новой цифровой среде. Он также зависит от методологии управления и того, как проекты коррелируют с технологическими разработками. Необходима унификация систем управления, надо говорить на одном языке с огромным количеством партнеров. 

Мировые управленческие технологии – одно из наиболее динамично развивающихся направлений. Они развиваются с середины 80-х годов прошлого века. Наиболее интересная – гейтовая система. В ее основе бизнес-процессы, которые увязаны с технологией производства продукта. При реализации гейтовой системы риски снижаются на каждом этапе.

Цифровая трансформация приводит к радикальному изменению идеологии создания новых инновационных продуктов. Математическое моделирование становится ключевым элементом при создании инновационного продукта. Оно на 30-40% уменьшает объемы реальных испытаний, а значит, сокращает время вывода продукта на рынок.
На сегодняшний день появились возможности моделирования не только поведения автомобиля или самолета в той или иной ситуации, но сложных физических процессов.

Еще одна определяющая тенденция – сервисное обслуживание стало неотъемлемой частью продукта. Само изделие перестает быть продуктом, заказчику нужна не только техника, весь мир переходит на контракты жизненного цикла.

Появились две модели создания новых продуктов – эволюционные и взрывные инновации, основанные на новых программных продуктах, но сопровождающиеся большими рисками. Важно найти баланс.

Вузам предстоит готовить и специалистов с базовыми знаниями, и тех, кто обладает видением, кто сможет вывести своими идеями на качественно новый уровень.
Сами вузы разделятся на две группы:
• Те, кто поймает тренды цифровой революции, уйдут в отрыв и будут готовить лидеров изменений.
• Вузы, где сохранятся традиционные образовательные продукты и системы управления. Они будут готовить специалистов с базовыми знаниями.
При этом часть вузов – умрет.

Система образования должна предусматривать различные возможности для студентов. Но в российском образовании на сегодняшний день ситуация такова, что 90% абитуриентов не имеют понимания, чем они хотят заниматься в будущем. Примерно 9% осознают, чем хотят заниматься, но не имеют представления, как к этому прийти. 1% представляет и то, чем будет заниматься, и то, как к этому придет».


Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета, выступил на «Острове 10-22» с лекцией на тему «Большой Томск: путь классического университета в цифровой экономике».

photo_2019-07-21_22-48-11.jpg

Он поделился с участниками «Острова» своими размышлениями о том, какое место занимает организация высшего образования сегодня и какая модель в экономике знаний является наиболее эффективной:

«Университет имеет колоссальный потенциал. И, собственно, настоящие, такие сложноустроенные университеты имеют колоссальный потенциал для того прорыва, который мы все сегодня ждем от науки и образования. Вопрос в том, как теперь этот потенциал конвертировать. Задавая себе эти вопросы, мы должны «докопаться» до ценности вуза. 

Как носители идей классического университета, мы понимаем и риски этой истории. Я приведу цитату Террика Бока, президента Карловского университета, который говорит: «Да, мы должны учиться коммерциализировать науку, но в краткосрочной перспективе, в долгосрочной, вообще не факт, что это скажется на той системе, которой мы с вами управляем. 

Ясно, что сегодня в университетах ключевой вызов — это инсталляция третьего процесса к двум основным. Основные – это наука и образование. Зачем огромные деньги вкладываются в это? Да потому что сегодня знание становится ключевым ресурсом экономики. Те страны, которые быстро учатся эти знания конвертировать, богаты, ВВП растет. И в этом смысле как раз получилось, что в 2013 году был запущен проект «5-100», и мы — единственный региональный университет на тот момент, который в него вошел».


Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин прочел на «Острове 10-22» визионерскую лекцию «Бедность не порог? Как несправедливые университеты поддерживают неравенство…». 

photo_2019-07-21_22-31-54.jpg

Он рассказал о бедных, неудачниках, неравенстве и высшем образовании как социальном лифте:

«Бедность – сейчас порог. В нашей системе высшего образования и университетах мы сегодня поддерживаем неравенство. Может, «несправедливые университеты» – это вызывающее и не очень приятное выражение, но у меня есть основания и исследования, которые подтверждают эту характеристику наших университетов и системы в целом. Когда мы говорим про первую, вторую и третью миссию университетов, что имеется в виду под социальной миссией? Под социальной миссией понимается вклад в экономическое развитие региона, инновации, культурное развитие. Ни в одном месте вы не найдете простого суждения о том, что главная социальная миссия университета – это поддержка социальной мобильности. Это помощь тем, кто хочет вырваться из ловушки бедности, кто хочет, чтобы его судьба не определялась судьбой его родителей».

Доцент Сколтеха, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» Андрей Сомов выступил с лекцией «Киберспорт: от компьютерных игр к профессиональному спорту и киберспортивной индустрии. 

67101771_697593484001843_2991238116557193216_n.jpg

Участникам «Острова» он предложил взгляд на компьютерные игры не как на развлечение, а как на спорт, бизнес-модель и область исследований.

Компьютерные игры уже давно превратились из детского развлечения в огромную индустрию и стали официально признанной спортивной дисциплиной. Миллионы киберспортсменов по всему миру соревнуются за призы, чей размер превосходит призовые фонды традиционных видов спорта.

Киберспорт признан в России с 2016 года. И его называют «Шахматы 21 века». Как и в любом виде спорта присутствует противопоставление интеллектуальных и физических возможностей. Игроков пытаются стать профессиональными кибератлетами – то есть присутствует конкуренция. 

«В компьютерных состязаниях, как и в традиционных, все решает опыт, быстрота реакции и умение работать в команде. У кибератлетов есть режим и есть тренировки. Как вид спорта кибер игры развивают аналитические способности, интеллектуальное прогнозирование и командное взаимодействие – team-speak». 
Андрей Сомов рассказал, как искусственный интеллект и использование датчиков помогают улучшить эти показатели, сделав геймера настоящим профи киберспорта.

«В последние годы в киберспорт пришли миллиарды долларов инвестиций – сформированы многотысячные зрительские аудитории в офлайне и миллионные в онлайне. В киберспорт пришли маркетинговые компании, разработчики железа, стриминговые операторы и бродкастеры.

В Сколтехе работает киберакадемия и есть своя команда. Три магистра написали дипломы по киберспортивной тематике. Проводятся соревнования и научные конференции. Изучается психоэмоциональное состояние игрока, реагирование в стрессовой ситуации. 
Мы собираем такие контекстные данные:
- температура игрока, влажность, количество углекислого газа
- физиологические данные: пульс, движение глаз по экрану
- состояние мышц на руке
- ЭКГ
 - электроэнцефалограмма»
Камера анализирует эмоции кибератлета, а также снимается телеметрия – с клавиатуры и с мышки, скорость кликов и демозаписи игры».


Доктор психологических наук Александр Шевцов выступил перед участниками «Острова» с лекцией на тему «Сказки и мифологическое мышление».

photo_2019-07-21_22-41-52.jpg

Он предложил слушателям восстановить эволюцию мышления за всю историю человечества. 40 тысяч лет человек выживал в условиях высокой, даже чрезвычайной неопределенности, постепенно отвоевывая островки опытного знания, где мог быть уверен, что все так, как он об этом думает. Он придумывал объяснения странным явлениям природы и наделял личностью события, которые разрушали все его планы. Он пытался понять законы как богов или сущности, вроде Судьбы, Рока, Справедливости…
Он познавал мир и создавал орудия познания. И большую часть своей истории современный человек пользовался так называемым до божественным мышлением.

Пять тысяч лет назад формируется божественное мышление. Этот процесс можно отследить по древнегреческим мифам.

«Зевс собирает своих братьев и сестер и начинает войну, и только тут появляются те, кого мы считаем богами. Это происходит в третьем тысячелетии до нашей эры, когда греческие, ахейские племена захватывают Пелопоннес. Завоевывая не только людей, но и их богов. Поэтому многие боги предшествующего поколения вписываются в новый пантеон. И там идут очень сложные процессы. И многие боги, которых мы считаем греческими, на самом деле не греческие.
400 лет мы пользуемся научным мышлением. 40 тысяч лет человек существует. Из них 5 тысяч лет – время мифологического мышления, божественного, и 35 тысяч лет – мышления добожественного, то есть титанического. С богами появляется мудрость того типа, которую мы с вами знаем, – София. Это понятие ввел Пифагор. По преданию, он сказал о себе: «Я не мудрец, я только философ».
Античная мудрость переходит в мудрость нового времени и в тот способ мышления, который использует наука. То есть научное мышление созревало с третьего тысячелетия до нашей эры», – делает вывод Александр Шевцов.

Научное мышление хорошо в тех условиях, когда мир познан достаточно широко, чтобы исследователь всегда мог опереться на уже проверенное знание. Это дает ощущение спокойствия и уверенности. Научное мышление – это прекрасный инструмент человеческого разума. Но, как любой инструмент, он хорош в том, для чего предназначен. Придет время, и из научного мышления разовьется нечто новое, к примеру, искусственный интеллект. Он есть именно развитие научного мышления.

#Остров 10-22, #визионерские лекции

Еще по теме

14.08.2019 На «Острове 10-22» представлен проект НОЦ «Искусственный интеллект»

05.08.2019 На «Острове 10-22» команда СевГУ представила продуктовую модель магистратуры

02.08.2019 На «Острове 10-22» анонсирована новая профессия для российского рынка труда

31.07.2019 На «Острове 10-22» компания ОКАС провела трек по искусственному интеллекту и нейротехнологиям

30.07.2019 На «Острове 10-22» представлен сервис «Кампус.Пробки»

30.07.2019 На «Острове» команда Российского университета транспорта представила проект НОЦ «Цифровой транспорт»

26.07.2019 Прототипы 20 дорожных карт по реализации НТИ разработаны на «Острове»

26.07.2019 Два центра компетенций НТИ согласовали на «Острове» совместные разработки

25.07.2019 Михаил Котюков представил итоги «Острова» Владимиру Путину

25.07.2019 На «Острове» 12 команд вошли в консорциум по созданию сетевого акселератора

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.