20.04.2020

Будущее России. Национальные проекты: Университет будущего: как будет выглядеть высшее образование онлайн

Границы между цифровым и традиционным университетом стираются все быстрее, но роль преподавателя не становится меньше, наоборот, учитель приобретает новые компетенции и вживается в новые роли вместе со всей системой

Всемирная пандемия новой коронавирусной инфекции внесла коррективы и в систему образования: школьники и студенты по всей России теперь учатся дистанционно. По мнению ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, инфекция раскрыла потенциал вузов в цифровизации. "Эта трудная ситуация помогла развернуться потенциалу цифрового университета. Может быть, те академики, профессора, которые ранее не так пользовались различными цифровыми возможностями, вот сейчас впервые увидели, насколько это сильное и важное дополнение к тому, что делалось раньше", - отметил он. Модель цифрового университета развивалась и ранее - в рамках нацпроектов "Цифровая экономика" и "Образование". Как он будет работать, что сможет дать преподавателям и студентам рассказали в Министерстве высшего образования и науки РФ, Высшей школе экономики, Университете 20.35 и Центре компетенций по кадрам для цифровой экономики.


Повернуться лицом к учащемуся

Цифровой университет - это больше, чем приспособление цифровых инструментов под нужды традиционного образования. Чтобы все получилось, необходимо перестроить и программы, и весь подход к обучению - ориентироваться не только на требования к специальности, но и на учащегося, его персональные потребности и возможности, считают в научно-исследовательском университете "Высшая школа экономики".

Эксперты: коронавирус приведет к распространению работы  Эксперты: коронавирус приведет к распространению работы "на удаленке" и онлайн-обучения
"Цифровой университет - это не отдельная новая сущность, а часть системы традиционного университета, которая "живет в цифре" и создает соответствующую цифровую среду, ориентированную на создание новых возможностей для всех", - рассказывает старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Алексей Чукарин.
По мнению Чукарина, использование вузами новых технологий позволит сформировать более индивидуальный подход, поскольку система, которая основывается в том числе на обработке больших данных, позволяет учитывать интересы каждого - не только учащегося, но и преподавателя.

Однако при чем тут большие данные? Как объясняет генеральный директор Университета 20.35 Василий Третьяков, именно операции с ними - сбор, хранение, логистика, анализ, применение - позволяют ориентировать обучение на запросы самого студента, заново организовать учебный процесс и модернизировать образовательные форматы. Сейчас в Университете 20.35 процесс обучения уже анализируется по так называемому цифровому следу: студенты вносят в специальную форму информацию о своих результатах, презентациях и выступлениях, проектах, оставляют комментарии и дают предметам оценку. Все это позволяет выстроить персональную образовательную программу для каждого студента.

Традиционные университеты пока, отмечают в НИУ ВШЭ, остаются слабо ориентированными на индивидуальные запросы и способности студентов и по объективным причинам не в состоянии предлагать новейшие знания и навыки, необходимость в которых постоянно возникает в бизнес-среде.

Цифровой же университет организует учащимся открытый доступ не только к программам, но и к образовательному контенту. А новая технологическая платформа позволяет обеспечить объективность оценки знаний и навыков. В "Вышке" (ВШЭ) считают, что это поможет творческому развитию студентов.

Пока, как рассказали порталу в пресс-службе Минобрнауки, для модели цифрового университета отобрано пять вузов - Высшая школа экономики, Сеченовский университет, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет и Университет ИТМО.

В ведомстве отметили, что теперь там "при реализации ряда дисциплин основных образовательных программ используются виртуальная и дополненная реальность, симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории, адаптивные обучающие комплексы". А в ближайшее время вузы внедрят и технологии, "поддерживающие и трансформирующие взаимодействие студента и преподавателя", что сделает доступными форматы онлайн-курсов, видеоконференций, вебинаров.

Без парт и зачеток

Но дело не только в новых видах занятий, которые могут добавиться к привычным аудиторным парам. Цифровой университет может и физически выглядеть иначе: например, в Университете 20.35 нет ни парт, ни учебных аудиторий, ни дипломов, нет даже преподавателей и ректора.
"Занятия проводятся как онлайн, так и офлайн. Есть несколько форматов обучения, в том числе формат интенсивов, длящихся от нескольких дней до нескольких месяцев", - рассказал Третьяков.

Но как театр начинается с вешалки, так и университет начинается с поступления. Новые формы обучения требуют и новых методов отбора студентов. В Университете 20.35 уже сейчас это делается с помощью искусственного интеллекта.

В цифру должно перейти и взаимодействие преподавателей и студентов. Частично это реализуется уже сейчас. "У вышкинцев нет привычного понимания зачетной книжки или студенческого билета - это уже де-факто и де-юре цифровые образовательные сервисы, - рассказали в ВШЭ. - Граница между цифровым и традиционным университетом стирается все сильнее и сильнее, и уже сейчас обучение в университете немыслимо без цифрового компонента, и это соотношение будет со временем только возрастать".

Использование цифры требует и "железа", поэтому университет будущего нужно обеспечить соответствующим оборудованием. Высшая школа экономики для этого, например, отстроила новый комплекс зданий на Покровском бульваре в Москве с "рекордным количеством цифровой техники и компьютерных классов". "В ближайшее время мы будем пересматривать стандарты цифрового оснащения лабораторий, учебных аудиторий и рабочих мест сотрудников", - сообщили в пресс-службе вуза.

Но все это, однако, ни в коем случае не означает, что студенты останутся без преподавателей. "Онлайн-курсы не заменят учителей, - поясняют в НИУ ВШЭ. - Они являются инструментом расширения доступности материала для разных целевых аудиторий. В цифровом университете меняется роль преподавателя, меняются его компетенции. Но убрать настоящего учителя из учебного процесса невозможно и не имеет смысла, ведь важно не только погрузить студента в учебный процесс, но и следить за качеством его реализации, получать обратную связь и развиваться".

Открытый и доступный для всех

Немаловажно в концепции цифрового университета и то, что он способен не только дать индивидуально ориентированное образование, но и дать его всем.

"Студенты из разных населенных пунктов России могут углубить освоение знаний, в первую очередь благодаря самой концепции цифрового университета - его открытой экосистеме, в частности благодаря онлайн-курсам", - рассказывал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на Гайдаровском форуме в январе этого года.
В Университете 20.35 подчеркивают, что модель цифрового университета может быть интересна не только самим вузам, но и людям, которые хотят оставаться востребованными на рынке труда.

"Для университетов внедрение цифровых технологий, сетевое взаимодействие с другими вузами позволит "остаться в рынке", предлагая актуальные образовательные программы вчерашним школьникам, а также людям, которые хотят овладеть новыми компетенциями, пройти профессиональную переподготовку", - отметили там.

Тем, кто уже встал со студенческой скамьи, продолжает представитель организации, цифровые университеты помогают в кратчайшие сроки, часто удаленно, овладеть навыками, которые можно сразу начинать применять. Это открывает перед людьми широкие возможности, позволяя даже сменить профессиональный путь и заняться совершенно новой работой.

Учиться, учиться и учиться

Чего же не хватает, чтобы концепция заработала прямо сейчас? Одним из главных барьеров, считают в Минобрнауки, может стать дефицит сотрудников с цифровыми навыками и умением работы с передовыми технологиями.

Однако эту проблему уже решают. Институт образования НИУ ВШЭ работает над проектом "Цифровое ГТО", который призван повысить цифровую грамотность людей. Эта цель заложена и в нацпрограмме "Цифровая экономика". На основе проекта в "Вышке" создадут цикл программ цифровой грамотности для сотрудников.

Другое же препятствие, отмечают в Минобрнауки, - нормативно-правовые, финансово-экономические и организационные барьеры. "Цифровая трансформация предполагает полное переосмысление и перестроение процессов в университете, подразумевающее использование новых прорывных технологий", - объясняют в ведомстве.

Причем процесс этот в вузах происходит неравномерно. "Готовность к цифровизации у каждого вуза, безусловно, своя, и в каждом случае на это есть свои причины. Есть много вузов, уже далеко продвинувшихся в этом направлении. И есть региональные вузы, которые во многих направлениях ничуть не уступают, у них есть чему поучиться многим столичным вузам", - подчеркивают специалисты ВШЭ.

Так или иначе, цифровизации вузам, которые хотят оставаться полезными для своих студентов, не избежать. Как рассказали в Центре компетенций по кадрам для цифровой экономики одноименной нацпрограммы, в 2024 году тестирование модели "Цифровой университет" будет проводиться на 90 площадках. "Отдельные элементы этой модели должны быть внедрены в 100% государственных организаций высшего образования еще раньше - в 2023 году", - отметили в центре.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/universitet-budusego-kak-budet-vygladet-vyssee-obraz...

Мероприятия НТИ

Подписка на обновления

«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.